Подмосковные трассы захлестнула эпидемия таинственных вылетов с трассы. Социальные сети переполнены роликами с нелепыми ситуациями. Автомобиль движется прямо и по необъяснимой причине бросается в кусты. Разбираемся, почему.

Вторая половина зимы обильна на приключения. Снега выпало много, грейдеры выбрасывают его на обочины, отчего образуются насыпи с неравномерным сцеплением. Почти всегда возникает колея с обледенелыми краями. Как результат, валяющиеся в кювете автомобили. Порой не понимаешь, как на ровной дороге двигающая прямо машина, вдруг качнется, заметается из стороны в сторону и совершает финальный прыжок в сугроб. Хорошо чтобы не под колеса встречного транспорта. В рамках семинара по контраварийному вождению школы Porsche Driving Center Russia, разбираемся, что становится причиной загадочного поведения.

Без паники

«Практически все зимние курсы контраварийного вождения начинаются с разбора этого распространенного явления, — рассказывает руководитель школы Олег Кесельман. — Вроде все течет предсказуемо, помех нет, и вдруг мир закрутился кувырком. Как ни странно, во всех случаях этому две причины — неправильное торможение и неверная работа рулем».

Справка

Олег Кесельман — российский автогонщик, чемпион России в классе «Туринг», неоднократный победитель различных европейских и российских чемпионатов, участник «Deutsche Tourenwagen Challenge», «24 Hours of Nurburgring», «Landstreckenpokal», «Porsche Carrera Cup», «Porsche Supercup», ралли «Transsyberia».

Здесь надо помнить, что современный автомобиль вполне устойчивое транспортное средство. Он способен перескакивать через препятствия, в том числе и на скользкой дороге. Вращающиеся колеса создают гироскопический эффект, стабилизирующий кузов. Куда бы ни был направлен руль, то в этом направлении и полетит машина, правда с опозданием на льду.

В подборках видео с регистраторов хорошо видно, как это происходит. Сначала водитель пугается и бьет по тормозам. Из-за разницы сцепления левого и правого колес в поперечной оси возникает разворачивающий момент. К примеру, левое скользит на льду, а правое хватается за асфальт, словно за наждак. В итоге, машину бросает в сторону.

Другой случай касается неправильного руления. К примеру, водитель рискует выбраться на снежный накат для обгона. Затем передумывает и возвращается обратно. Повернул руль, а машина не слушается. Повернул опять, а она продолжает нестись прямо. В итоге, руль закручивается вбок больше и больше. Колеса встают плугом и, с опозданием, цепляются за поверхность. Машина едет ровно туда, куда повернуты колеса. А если они указывают в канаву, то поездка заканчивается в канаве.

Занос во благо

«Этот эффект используется в автоспорте под названием контрсмещение, — продолжает Олег Кесельман. — Опытные водители используют его во благо для быстрого прохождения обратных шпилек, то есть закрученных на 180 градусов поворотов».

К примеру, если перед началом шпильки вывернуть руль, и придавить автомобиль тормозом, то корма под силами инерции разгрузится. Если в этот момент дернуть руль посильнее, то корма сорвется в занос. Специально для прохождения этого упражнения на треке Moscow Raceway была залита ледяная площадка. Она напоминает по размерам хоккейную с двумя радиусами скоростных поворотов, обозначенных по периметру конусами. Это и были так называемые шпильки. На них и отрабатывается управляемое скольжение. Со стороны кажется, что автомобили едут там боком.

Но что такое контрсмещение? Это обычная предварительная раскачка. Для лучшего закручивания автомобиля сначала используется рывок в противоположную от поворота сторону, точь-в-точь, как на аварийных видеороликах с видеорегистраторов.

Для выставления машины боком бьем по тормозу, потом дергаем руль к обочине, ждем пару мгновений, как машина качнется, и тут же заламываем баранку до упора обратно. Автомобиль подумает, что от него хотят, откажется от следования в кювет и рванется внутрь поворота, закручивая корму с ускорением, как кончик хлыста. Этот динамический эффект и позволяет довернуть скользящий кузов. Причем во время движения боком надо плавно возвращать руль обратно, указывая колесами на точку выхода из виража.

Если автомобиль переднеприводный, то надо добавлять газ, чтобы вытянуть машину тягой. Лучше всего упражнение получается на полноприводных машинах. Они позволяют и вытягивать нос и подкручивать корму одновременно. Именно полноприводные Porsche 911 и служат на треке Moscow Raceway.

Звучит просто, но для правильного выполнения упражнения нужно потренироваться на ровной и скользкой площадке. В перерывах между заездами можно выставить змейку с расстоянием между конусами в 18-19 метров. Эта дистанция поможет выбрать для слалома приемлемую скорость, чтобы почувствовать момент входа в занос. Змейка позволяет лучше понять физику движения машины. Главное помнить заветное правило — машина едет только туда, куда указывают ее колеса.