Россия приблизилась к уникальному достижению в области дорожной безопасности. Этот год обещает стать наименее аварийным за всю новейшую историю страны. Согласно статистике ГИБДД, с января по ноябрь в дорожных авариях погибли 18,5 тыс. человек. По итогам года этот показатель составит порядка 20 тыс. Несмотря на весь ужас этой цифры, еще десять лет назад она была почти вдвое больше.

ГИБДД обнародовала статистику аварийности на российских дорогах. За 11 месяцев 2016-го жертвами различных ДТП стали почти 18,5 тыс. человек, что на 12,5% меньше, чем годом ранее. Еще 199,5 тыс. получили различные травмы — это на 5,3% меньше прошлогоднего показателя.

Снижение аварийности, если верить данным Госавтоинспекции, наблюдается по большинству регистрируемых показателей. Однако ситуация с пьянством за рулем по-прежнему остается крайне сложной.

По вине нетрезвых водителей легковушек с начала года произошло около 11 тыс. серьезных аварий (–8%), в которых погибли 3136 человек (+1,1%), а еще 15 606 человек пострадали (–9,1%).

Куда хуже ситуация с нетрезвыми водителями грузовиков. За 11 месяцев они спровоцировали 768 тяжких аварий (+95,9%), в которых погибли 222 человека (+76,2%) и пострадали 1047 (+91,4%).

Меньше стало водителей, которые скрываются с места смертельных ДТП. Ощутимо улучшилась статистика ДТП с участием начинающих водителей. Сократилось количество смертельных аварий, когда за рулем оказывались дети, подростки и молодые люди. А вот среди водителей категории 50+ аварийность подросла.

В Москве за 11 месяцев на дорогах погибли 514 человек (–16%), количество раненых снизилось на 11,8%, до 9467 человек. Примечательно, что особо значительное сокращение аварийности зафиксировано в ночное время

— большинство показателей по количеству погибших и раненых в определенные часы снижены на десятки процентов. Кроме того, стоит отметить ощутимое сокращение жертв, раненых и самих аварий с участием велосипедистов и пешеходов.

Согласно примерным расчетам, итоговый показатель смертности на дорогах по итогам этого года едва превысит отметку в 20 тыс. человек. Это примерно на 3 тыс. погибших меньше, чем в 2015 году, и более чем на 15 тыс., то есть почти вдвое, чем в самом «кровавом» для российских автомобилистов 2003 году.

Открытой статистики аварийности во времена СССР не публиковалось, но результаты отдельных исследований говорят о том, что столь низких показателей смертности на дорогах России и СССР не было с 70-х годов XX века.

Несмотря на то что поставленной цели достичь не удалось, чиновники в новой ФЦП к 2020 году рассчитывают снизить ежегодную смертность в ДТП до 20 тыс. человек. На эти цели предусмотрено выделение еще 100 млрд руб. Напомним, что в России действует федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», по итогам которой к 2020 году смертность на дорогах должна сократиться до 20 тыс. человек в год. Изначально на нее планировалось выделить 100 млрд руб., однако в итоге расходы были сокращены в три раза. В 2013 году, принимая такое решение, власти планировали сэкономить на капитальных затратах на инфраструктуру и оборудование, сделав акцент на мерах, которые дадут желаемый эффект быстрее всего.

«Статистику ГИБДД надо проверять, я ей не очень доверяю, — заявил «Газете.Ru» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Но даже если она отражает реальность, то 20 тыс. погибших в год — это запредельно много. А ведь за скобками остаются тысячи людей, которые получили тяжкие увечья, стали инвалидами».

Эксперт соглашается, что за последние годы количественные показатели аварийности пошли на спад, но считает, что в этом нет заслуги государства. «Здесь играют роль объективные причины, например кризис, из-за которого снижается удельное количество поездок. А какой-то государственной политики по повышению безопасности на дорогах у нас нет. Повсюду идет наступление на автомобилистов, все больше людей отказываются от поездок. Поэтому рано составлять какие-то победные реляции, ситуация очень тревожная», — говорит он.

Похмелкин считает, что серьезные меры со стороны государства, которые могли бы повлиять на аварийность, пока не приняты. «У нас куча ведомств занимаются этой темой, и получается, что у семи нянек дитя без глазу, — отмечает он. — В Швеции, к примеру, где смертность в ДТП одна из самых низких в мире, есть Национальное агентство безопасности дорожного движения, которое подчиняется непосредственно премьер-министру и полностью решает все вопросы по этой теме. А у нас простые вещи порой не делаются, потому что нет единого центра принятия решений.

Например, мы давно говорим, что нужно осветить все пешеходные переходы в стране, обязать производителей детской одежды делать ее со светоотражающими элементами. Но этим никто не занимается. У нас нет ориентации на профилактику и предупреждение: у нас больше выявляют и наказывают».

Эксперт вспомнил об интересном эксперименте, который проводился в 90-х годах в ряде регионов страны. «В Пермском крае за снижение аварийности на подконтрольных участках сотрудникам ДПС официально доплачивали, и им было выгодно предотвращать аварии и стоять не после опасного участка, вылавливая кого-то, а перед ним, спасая жизни, — отмечает эксперт. — Это дало положительный эффект, но потом все это свернули без объяснения причин. Вот в эту сторону надо двигаться, а не в сторону балльных систем, новых штрафов и еще чего-то. Хотя развитие систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД — вещь действительно правильная, камеры реально снижают аварийность», — считает Похмелкин.