Каждый родитель стремится максимально развивать своего ребенка, активно идет подготовка малыша к первым шагам во взрослой жизни-обучению в школе. Одной из особенно важных способностей для обучения является развитость внимания у ребенка.

Даже если ребенок имеет хорошие интеллектуальные задатки, но он не внимателен, он может упустить важный материал на уроке, не сумев сконцентрироваться на словах учителя или потеряв логическую цепочку его объяснений. Ему будет тяжелее уловить ход арифметических операций при решении задачи, запомнить и повторить слова учителя во время написания школьного изложения. Стоит ли говорить о таком сложном и рутинном занятии как «выучить стихотворение наизусть»?

Без концентрации внимания в школе делать нечего.

Таким образом, внимание - один из основополагающих навыков для успеваемости ребенка во всем школьном процессе. В повседневной жизни не внимательный человек игнорирует слова окружающих, способен не заметить проезжающую мимо машину, пропустить нужную ему остановку в общественном транспорте. Отсутствие способности внимательно слушать, смотреть и ориентироваться осложняет жизнь любому человеку.

Понятие внимательности непросто объяснить. Многие расскажут, что такое память и как ее тренировать, как развивать мышление ребенка и воздействовать на его воображение. Можно не пускаться в споры и пойти от обратного. И понять утверждение о человеке не внимательном. Помните «рассеянного с улицы Бассейной» С. Маршака? Он надевал вместо шляпы сковороду, творил невероятные вещи.

Как бы ни старались взрослые, к сожалению, в школе наблюдается тотальная несобранность и невнимательность учеников. Сообразительные дети делают ошибки «по невнимательности», по этой же причине они пропускают их при самоконтроле: прочтении текста перед сдачей учителю, проверке арифметических действий, и даже на начальной стадии- переписывании задания с доски или учебника.

Так что же такое внимание?

Внимать, значит вбирать информацию. Но объем этой информации ограничен. Кто-то может внимательно рассуждать, не перескакивая с мысли на мысль, кто-то способен внимательно слушать собеседника или, например, учителя и делать своеобразные пометочки в своих мыслях, кто-то способен плюсом к этому еще и делать записи своих мыслей, следя за действиями своих сверстников. В этом у людей способность к внимательным действиям развита не одинаково. Кто-то задерживается на первом этапе и даже не может отвлечься от собственных мыслей на окружающую действительность.

Помощь в концентрации внимания окажут тренировки. Их суть - четкое соблюдение правил и инструкций. Тренировать внимательность можно начиная с раннего детства.

Игры для улучшения концентрации внимания

Тренировкой для детей 2-3 лет будет игра «кто убежал?». Разложите на столе перед ребенком мелкие резиновые игрушки или цветные иллюстрации с различными домашними животными. Предложите «ученику» отвернуться или накройте стол тканью. При этом одну из игрушек уберите. Малыш должен сказать, кто из зверят убежал. Так же можно поменять местами две или более картинки. Ребенок должен заметить изменения.

Рисуем любимого героя детской сказки или мультфильма. Например, это Вини Пух. Теперь незаметно подрисовываем небольшую деталь на картинке. Это может быть выросший на полянке цветок, горшочек меда в руках у медведя, силуэт Пятачка , а может быть, пролетела пчела? Пофантазируйте и предлагайте различные манипуляции с одной и той же картинкой. Так, малыш начнет обращать внимание на различные детали в привычной обстановке. В эту игру можно играть в любом возрасте, в том числе и школьном. Так, для детей постарше просто меняется сюжет иллюстрации. Например, они могут рисовать друг для друга инопланетные корабли, различные модели платьев и прочее, но смысл при этом останется прежним - необходимо замечать новые детали.

С родственниками и друзьями играем в живую игру «найди отличие». Здесь нет возрастного ценза: играют малыши, дошкольники, школьники, родители и дедушки с бабушками. Для этого каждый участник сначала внимательно осматривается, а затем делает одно незаметное изменение. Например, спускает или снимает носок, надевает часы, расстегивает одну из пуговиц, достает из кармана некий предмет. Участники вновь смотрят друг на друга и ищут изменения в облике. Выигрывает тот, кто найдет больше изменений.

Бывает так, что родители заняты и у них нет времени для совместных занятий на развитие способности внимательно концентрироваться, или они устали. Тогда приобретите и держите в своем арсенале детские развивающие журналы, книги и тетради, различные готовые игры для одного и нескольких участников.

Для ребенка-школьника подберите игру, в которой необходимо четко следовать инструкции. Например, для того чтобы собрать конструкцию или выполнить некую творческую работу. Это может быть набор кубиков и деталей для стройки, конструктор, набор для оригами, развивающие раскраски по цифрам, с загадками и прочее. Ведь в каждой из подобных работ необходимо усилить внимание на определенном процессе.

Отличным материалом для тренировки концентрации внимания будут различные интерпретации на тему пазлов. Собирая их, ребенку важно держать мысленно образ целой картины, ориентируясь на элементы, которые он имеет в руках в данный момент. Тематические пазлы имеют и еще одну приятную особенность - они знакомят ребенка с определенной областью окружающего мира: знакомят с миром диких и домашних животных, дают основу для изучения различных свойств явлений и предметов. Для детей 2-3 лет выбираем крупные пазлы с небольшим количеством деталей(6-20), для ребят 3-6 лет детали могут уже быть мелкими с общим количеством от 20 штук. Школьник вполне может собирать «взрослые» пазлы, при этом они могут иметь дополнительные задания.

Занимательная детская игра в домино ведет к постоянной тренировке зрительного внимания. Малышу необходимо четко следовать определенным правилам: искать карточки с изображением подходящих предметов для уже имеющейся карты построенного домино. Выбирайте домино различной тематической направленности. Тогда во время интересной игры ребенок сможет лучше ориентироваться в цветах, изучать буквы, тренироваться в основах счета. Таким образом, он сможет получить всесторонне развитие. Начинайте играть в нее с 2-3лет. Когда ребенок поймет общий смысл, то сможет самостоятельно играть в нее со сверстниками. Такую игру можно взять во двор, играть на переменке в школе.

Поиграйте с ребенком в игру по принципу нахождения подобного. Такие ассоциативные игры помогут малышу провести логические связи, сконцентрироваться на определенном объекте и найти для него подходящую пару. Таким образом, получая, например, изображение плетеной корзины, ребенок представляет, как можно использовать данный предмет, при каких обстоятельствах, мысленно рисует образ картины из тех событий, участником которых он был. Далее он внимательно изучает множество свободных изображений и ищет на иллюстрациях подходящее изображение. То есть, получается двойная тренировка способности к внимательным действиям и усваиванию информации. Это игра для любого возраста. С ростом ребенка усложняются задания.

Тем же свойством развития памяти и внимания обладают игры, где необходимо устанавливать противоположные связи: жарко и холодно, твердый и мягкий, сладкое и кислое, пустое и полное, белое и черное, веселое и грустное, солнечное и дождливое. Играем все вместе, игра подходит для разновозрастных детей.Обращая внимание на одну из предлагаемых иллюстрации, ребенок подробно изучает все детали, осмысливает информацию и может охарактеризовать ее свойства. Исходя из этого, он способен найти антагоничное изображение. Можно играть в устный вариант, когда один участник называет понятие, а другой ищет противоположное. Как раз это умение активно используется в обучающем процессе школьника. Поэтому ранние тренировки закладывают основу для успешного обучения в будущем.

Предлагайте ребенку различные тренировки в форме игр и его внимание будет служить ему во время школьных занятий и в повседневной жизни!

Автор: Александра Лукашина