В современную школу хотят вернуть дежурство по классам, сделать его обязательным для всех. Родители делятся ностальгическими воспоминаниями о том, как они раньше после уроков мыли свою классную комнату. Да и физический труд пойдет современным детям только на пользу.

Как это было в СССР?

Дежурили по очереди, «по партам», по одному дню. Учитель напоминал о дежурстве, например: первый ряд, первая и вторая парты, потом третья и четвертая, и так далее. Обычно это были 2 мальчика и 2 девочки.

Мальчики по очереди приносили тяжелое металлическое ведро с водой, поднимали стулья. Девочки мыли доску и подметали. Потом все четверо, опять же, по очереди, мыли свою часть пола. Класс очень хорошо делился на 4 человека: первый ряд, второй ряд, третий ряд и часть пред доской, которую называли «проход».

На дежурство уходило около часа. Классный руководитель практически всегда находился в учительской, а значит можно было поноситься между столов, тем более что стулья убраны и простора больше. Предприимчивый троечник всегда предлагал вместе решить алгебру и чаще получал согласие. Если кто-то сильно спешил, а такое было редко, он мыл первый ряд и уходил.

Практически никто и никогда не прогуливал дежурство. Такое могло произойти, только если ученик забыл, что он дежурный. Уроки, бывало, прогуливали, а дежурство — нет. И уж тем более, родители никогда не просили отпустить с дежурства или освободить. Они вообще были на работе и по поводу задержки не то чтобы не переживали, они о ней и не знали.

Справедливости ради, надо отметить, что у тогдашних школьников в день было не больше 5−6 уроков. Основная масса учеников жили рядом со школой, и только единицы ездили домой на общественном транспорте. Занятия в кружках, секциях и музыкальной школе никак не мешали дежурству. Все секции и кружки были рядом, ходили туда школьники одни, без сопровождения взрослых.

Машин на дорогах было меньше, а значит, переходить улицу было относительно безопасно. Маньяки и педофилы в темное время суток в каждом подъезде тоже не сидели.

В общем, дежурство было неотъемлемой частью школьной жизни. Настолько неотъемлемой, что в отмену ленинского зачета верилось больше, чем в отмену дежурства.

Как это будет сейчас?

Казалось бы, инициатива должна быть принята на «ура».

Плюсы дежурства, кроме очевидной пользы физического труда, еще и в том, что:

Это совместная трудовая деятельность одноклассников. В последние годы их объединяет больше деятельность учебная.

Это умение работать в команде. Необходимо равносильно распределить обязанности, выполнить свою часть работы и добиться общего результата.

Это «живое», не виртуальное общение.

Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

У современных детей не 5−6, а 7−8 уроков. Если ребенок учится во вторую смену, которую пока еще окончательно не отменили, он освобождается в 19−20 часов. Плюс дежурство. Плюс время на дорогу домой. Потом нужно поужинать и отдохнуть. А потом некоторые дети делают уроки на завтра.

Делать уроки вечером, после второй смены, конечно же, крайне вредно для здоровья. Но увы, в некоторых семьях в силу ряда причин принят именно такой распорядок дня. Опять же, в позднее время суток, если ребенок возвращается один, его поджидают педофилы и маньяки. Да, родители должны встретить, но не все будут это делать.

У современных детей дни расписаны буквально по минутам. Если ребенок учится в художественной или музыкальной школе, занимается танцами или боксом, то классу к 5−6-му количество часов в этих учреждениях дополнительного образования в его расписании увеличивается. Как бы родители не старались скорректировать распорядок дня таким образом, чтобы между «школами» были адекватные временные перерывы, увы, не все в их власти. И иногда ребенок сразу из одной школы должен бежать в другую.

Если его ждет тренировка перед поездкой на соревнование или занятие перед участием в серьезном конкурсе, то вряд ли он предпочтет дежурство в классе этому важному мероприятию. И совершенно точно, что родители в таком случае попросят отпустить своего ребенка с дежурства. А то и будут жаловаться, если тот сам не смог отпроситься. Тогда получится, что одна часть класса получит привилегии в виде освобождения от дежурств, а другая начнет возмущаться, потому что «чем они хуже».

Сейчас не те времена, когда почти все в школе было бесплатным и дежурство детей органично вписывалось в школьную жизнь.

Родители уже привыкли, что за многое они платят. Деньги собираются на покупку учебников, не все выдаются бесплатно. В некоторых школах есть платные уроки, почти во всех — попечительский совет. А еще экскурсии, ремонт и прочие нужды класса. А когда выяснится что, несмотря на все эти финансовые вливания, дети должны сами мыть класс, то найдутся и просто недовольные, и те, кто не поверит в то, что из собранных средств администрация школы не присвоила себе часть денег за якобы сделанную уборку.

У учителей появится еще одна обязанность: организация дежурства и контроль за его выполнением. А они, как известно, не в восторге от размеров своей заработной платы.

Возникает вопрос: есть ли смысл пытаться войти в одну и ту же реку дважды? Получится ли «втиснуть» старые традиции в новые реалии школьной жизни?

Автор: Мария Непогодина