Причин для инвестиций в отрасль более чем достаточно: от взлета внутреннего туризма до спроса на новые способы защитить здоровье путешественников, считает управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк

2020 год считается худшим в истории туристической отрасли. Эксперты наблюдают падение международного трафика на 60-80%. Многие считают, что даже после открытия границ российская туриндустрия не вернется к прежнему уровню. Что происходит на самом деле и как на это смотрит профессиональный инвестор?

Самым громким и ожидаемым событием прошлого года на тревел-рынке стало IPO онлайн-площадки краткосрочной аренды жилья по всему миру — Airbnb. При базовой цене размещения по $68 акции уже в первые часы торгов выросли более чем в два раза и на пике стоили уже $187. На данный момент Airbnb дороже $100 млрд. Гиганту Booking.com потребовалась поддержка в размере более $4 млрд. Но сейчас компания уже вернула себе утраченные в капитализации позиции и торгуется на самых высоких с момента своего размещения значениях с оценкой более $82 млрд.

Eще один гигант индустрии туризма — компания Expedia Inc — тоже вернула все потери от падения капитализации бизнеса в 2020 году и продолжает уверенный рост, несмотря на самые осторожные ожидания инвесторов. Всего более полумиллиарда долларов получили тревел-предприниматели от фондов прямых инвестиций в прошлом году, что говорит о том, что индустрию поддержали, и никто из заметных онлайн-игроков из нее не вышел.

А что же в России? С одной стороны, крупных финансовых инвестиций на рынке не наблюдалось, однако все лидеры сохранили свои позиции. Уже к январю 2021 года, согласно данным аналитической компании ForwardKeys, количество проданных в России авиабилетов достигло 77% от уровня прошлого года и продолжает расти. Мой прогноз в отношении тревел компаний — buy and hold (англ. «покупка и удержание», инвестиционная стратегия, при которой инвестор покупает активы/акции для удержания их в течение длительного времени в ожидании роста цен, несмотря на волатильность. — Forbes). Сейчас поясню, почему.

Расстояния. Конечно, расстояния — это не фактор роста. Скорее, это ответ на вопрос, почему российский рынок путешествий не упал так, как это произошло во многих странах. Согласитесь: там, где европеец может сесть в машину и поехать «своим ходом», в России с учетом качества дорог и количества километров это практически невозможно. Закрытие неба для россиян было бы критично. Аналогичная ситуация в США, Индии, Китае, Бразилии и Мексике. Страны слишком большие, чтобы население могло передвигаться без помощи поездов или самолетов. Именно поэтому все эти гиганты теперь стали лидерами роста путешествий по версии Skift Recovery Index, причем Россия и Мексика уверенно опережают традиционно «летающих» американцев, китайцев и индусов.

Россияне легки на подъем, покой им «только снится». Согласно статистике сервиса Aviasales, глубина бронирований авиабилетов сократилась до недели. Это означает, что решение о поездке принимается в последний момент, хотя других стоп-факторов, кроме карантина, не существовало. С начала пандемии сервис ведет собственный индекс активности российских путешественников, согласно которому первый пик спроса после введения карантина пришелся на майские праздники. В этот период россияне «разлетелись» из столиц по домашним регионам, в топе оказались рейсы в Махачкалу, Минеральные Воды, Симферополь, Владикавказ, Краснодар и Сочи, Казань, Ростов-на-Дону.

Другой пик зафиксирован в начале декабря, когда россияне полетели по «теплым» направлениям: кроме черноморских курортов появился спрос на Турцию, Египет и ОАЭ.

Огромный локальный рынок. В результате активности населения, многообразия туристических маршрутов внутри России и недоступности международных альтернатив, в 2020 году соотечественники путешествовали по стране как никогда раньше. Государственная программа туристического кешбэка в размере 15 млрд рублей — это хорошо, но и без нее от желающих не было отбоя. Российские отели стоили космических денег даже в сравнении с дорогими зарубежными курортами. При этом гостиницы и в очевидном Сочи, и в неочевидном Шерешеге (горнолыжный курорт в Кемеровской области. — Forbes) в течение всего прошлого года были загружены на 100% и продолжают пользоваться сумасшедшим спросом сейчас. Российский потребитель по-прежнему готов тратить деньги на отпуск, несмотря на завышенные цены и зачастую низкое качество предоставляемых услуг. 2020 год доказал устойчивость потребления тревел-сервисов на территории большой и пока закрытой страны.

Отложенный спрос. Кроме всплеска бронирований в моменте индустрия живет ожиданием большого отложенного спроса как со стороны внутреннего туризма, так и от зарубежных гостей. Здесь массовая вакцинация имеет неожиданный эффект — снимает психологические барьеры для россиян. Поэтому тот, кто просидел более года в стрессе и без путешествий, скорее всего к осени отважится отдохнуть где-нибудь. Возможно, под этот же спрос государство заявляет о планах по созданию нового лоукостера на деньги Сбербанка. Оффлайн мертв. Примечательно, что весь этот рост в индустрии происходит силами онлайн-путешествий. Уже летом мы наблюдали уход с рынка классических турагентств. Их офисы смогли открыться только в конце июня, но многие просто не дожили до прихода покупателей. По данным PhoCusWright, в 2019 году 43% продаж российского тревел-рынка пришлось на онлайн-сегмент. По итогам 2020-го показатель непременно вырастет.

Свободная ниша. Важный фактор для инвесторов в отрасль — отсутствие больших «системных» денег. Ни в одной из российских финансовых экосистем («Сбер» F , МТС F 17, ВТБ F и другие) до сих пор нет туристических проектов. Однако это лишь вопрос времени, и, возможно, очень скоро мы услышим о громких проектах от известных M&A-игроков. Приобретение онлайн-кинотеатра в момент карантина — очевидный выбор, и я полагаю, что за ним могут последовать и другие инвестиционные решения, которые, безусловно, подстегнут рынок туризма.

Измененная реальность. Только ленивый не высказался на тему того, что мир уже не будет прежним. Но за этой пространной фразой стоят реальные возможности и конкретные продуктовые решения. Они были созданы в эпоху пандемии и сохранят присутствие на рынке и после ее завершения. Согласитесь, несмотря на огромное количество антиковидных мер, любой путешественник задумывается о персональной безопасности. Пассажиры справедливо спрашивают: «А стоит ли? Может лучше доплатить, чтобы расстояния между сидениями было больше, а самих сидений в самолете меньше»? Поэтому появляются новые концепции вроде премиального эконома у авиакомпании Emirates или распространенный в условиях закрытых границ способ путешествовать на бизнес-джетах вскладчину.

Российский бизнес традиционно живет «на свои» и 2020-й нам в очередной раз это доказал. У нас не произошло волны слияний и поглощений, банкротств и прочих ожидаемых на фоне кризиса событий. Перечисленные выше тезисы очевидным образом складываются в инвестиционные возможности. Ведь оценивая на низком рынке инвестиции в компанию, которая доказала свою жизнеспособность, самостоятельно справившись с текущим кризисом, я предсказываю высокую вероятность кратного умножения вложений за короткий срок после восстановления рынка. Для меня как для инвестора это очевидный сигнал к действию.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции