Рост товарооборота России и Турции вызвал как «вопросы» еврокомиссаров, так и настоящую злобу некоторых стран ЕС. Но что мы и турки можем дать друг другу, кроме энергоресурсов и помидоров, а также зачем укрепление отношений наших стран нужно президенту Эрдогану? Ответы на эти вопросы — в материале aif.ru

Рекорды импорта и экспорта

Объем поставок товаров между Турцией в Россией стабильно рос все лето и достиг рекордных показателей — 78% по экспорту в Турцию (до 4,37 млрд долл.) и 75% по импорту в РФ к прошлому году (до 731 млн долл.), согласно турецким данным. Среди импортеров в Турцию Россия впервые обогнала Китай, а среди покупателей турецкой продукции заняла шестое место. По мнению турецкого посла в России, товарооборот между нашими странами по итогам года может вырасти на 15 млрд, примерно до 50 млрд долл. По его расчетам, за полгода российско-турецкая торговля уже доросла до 30 млрд.

«Турки даже заявляли чуть ли не о двукратном росте товарооборота между нашими странами, — рассказал доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Павел Шлыков. — Российская же внешнеторговая статистика с недавних пор засекречена. Основа российского экспорта в Турцию по-прежнему энергоресурсы, газ, нефть, нефтепродукты, уголь. Поэтому традиционно существует дисбаланс, потому что турки поставляют нам продукцию сельского хозяйства, легкой промышленности, которая значительно дешевле энергоносителей».

В то же время в Россию летом стали ввозить больше и турецкой промышленной продукции — в частности, турецких пластмасс и изделий из них. Традиционные поставки фруктов и овощей могли в этом году быть выше, если бы урожай в Турции был лучше. Впрочем, в этом году, по данным ООН, значительно увеличились поставки в РФ не только фруктов, но и машин, комплектующих, оборудования и механических устройств: бульдозеров, подъемных агрегатов, прессов, стиральных машин, кондиционеров.

«Это признак того, что Турция стала перевалочным пунктом для параллельного импорта, — уверен Шлыков. — Через нее идет почти все. Разве что автомобили в основном поступают к нам через Казахстан и ОАЭ».

При этом завозом продукции занимаются турецкие фирмы — точнее, предприниматели из России, получившие турецкое гражданство.

Цикл Эрдогана

Турки уже выразили желание инвестировать в российское машиностроение и торговлю — видимо, турецкие торговые сети совсем не прочь заменить западные. По мнению наблюдателей, инвестиционная и торговая активность Турции будет высокой как минимум до лета 2023 года, до президентских и парламентских выборов в этой стране.

«Турецкая экономика серьезно пострадала в результате начала спецоперации и антироссийских санкций, потому что была серьезно ориентирована на Россию и Украину, — объясняет эксперт. — Отсюда экономическая и политическая, миротворческая активность турецкого президента. Любые успехи перед выборами идут в плюс, но особенно такие, которые вернут народу экономическую уверенность. А выборы в Турции не превратились в формальность — там существует конкуренция, есть риск проигрыша. Поэтому Эрдогана беспокоит предстоящий выборный марафон».

На днях немецкая Welt am Sonntag со ссылкой на дипломатов ЕС сообщила, что выборы президента в Турции могут пройти даже раньше запланированного срока, уже в этом году. Издание объяснило это тем, что пострадавшая турецкая экономика в краткосрочной перспективе может восстановиться после доходов от туризма этим летом, что улучшит настроения населения. Правда это или нет — станет известно совсем скоро.