Наметились контуры нового, девятого по счету санкционного антироссийского пакета, которым грозит ЕС. Уже через неделю страны-члены альянса могут согласовать и утвердить его окончательный вариант. Вопросы, которые порождает экономическая составляющая документа из 180 пунктов, легко сводятся к одному: в чем смысл этих мер? Например, рестрикции на российскую продукцию двойного назначения Запад ввел еще до февраля 2022 года. Похоже, речь идет о санкциях ради санкций.

Среди прочего, как пишет Financial Times, «Еврокомиссия предложит ввести запрет на новые инвестиции в российский горнодобывающий сектор, сделав исключение для ряда конкретных продуктов». По данным издания, пакет будет дополнен экспортными ограничениями на товары двойного назначения на сумму более €2,3 млрд, а также запрет на сделки с российскими маркетинговыми и исследовательскими компаниями. Не исключено также, что Брюссель, одобрив инициативу Польши и прибалтийских государств, включит в финальную версию некие ограничения на импорт алмазов и сжиженного газа из РФ.

К слову, Варшава и страны Балтии выступали за то, чтобы обнародовать девятый пакет санкций к 5 декабря. В этот день заработало европейское эмбарго на поставки российской нефти морским транспортом и начал действовать потолок цен на нее. Остальные члены альянса посчитали, что пакет «сырой», и что лучше бы эти две суровые меры не совмещать друг с другом, от греха подальше.

В целом, есть ощущение, что страны Запада загнали сами себя в некий ментальный, идейный тупик: пока спецоперация продолжается, они вроде бы обязаны демонстрировать, что постоянно «наказывают» Москву. В то же время, они явно не понимают, что бы еще такое придумать в качестве ограничительных мер для нашей страны. Россия уже оказалась абсолютным рекордсменом по количеству наложенных санкций: с 2014 года их было введено в отношении РФ 12 тысяч – в четыре раза больше, чем против Ирана, и втрое – чем против Венесуэлы, рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. На его взгляд, новый санкционный пакет ЕС (в его расширенном варианте) во многом является «повторением пройденного».

«В марте 2022 года США, Евросоюз и Великобритания ввели запрет на импорт всех видов алмазов из России, кроме технических, - напоминает Деев. – Сейчас его успешно обходит Бельгия, которая по-прежнему приобретает алмазы для своей ювелирной индустрии у отечественной компании «Алроса». В отношении СПГ санкции не исключены, поскольку это соответствует установке Европы на «полный отказ от российских энергоресурсов». Но сейчас наша страна вполне успешно продает сжиженный газ в Азию, а на европейском рынке занимает очень скромную долю - по сравнению с США, Австралией и Катаром».

Что касается горнодобывающей промышленности, в отношении нее наверняка будут сделаны серьезные поблажки. Дело в том, отмечает Деев, что Европа сильно зависит от импорта никеля, палладия, меди из России, которая остается для нее крупнейшим поставщиком. Эти ценные металлы нужны ЕС не только в качестве сырья для традиционной, в частности, автомобильной промышленности. Они необходимы для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а ведь Брюссель строит планы по достижению нулевых выбросов к 2050 году.

«Западная пресса, информируя о готовящемся запрете на инвестиции в горнодобывающий сектор России, приводит статистику ОЭСР, - говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. - Согласно ей, на указанную сферу, включающую добычу металлических руд, золота, урана, фосфатов, приходилось 25% иностранных инвестиций до 24 февраля 2022 года. Последствия можно будет в полной мере оценить лишь позже. Ведь запрет не коснется отдельных видов продукции. Но каких именно, пока не известно».

Для России, по словам Гойхмана, чувствительными могут оказаться санкции на поставку современного оборудования и технологий российскому металлургическому сектору. При этом судить о возможностях замещения их собственным производством или импортом из других стран сейчас рано, надо дождаться конкретики. Очевидно также, что для Запада сложно заместить поставки из России таких металлов, как титан, палладий, никель. Судя по всему, санкции их не затронут.

«Никакого критического эффекта на нашу экономику 9-й пакет не окажет, - уверен ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. – Неприятен потенциальный запрет на поставки СПГ, но его пока инициируют только Польша и страны Балтии. Экспорт алмазов – не самая чувствительная статья российского бюджета, это вам не нефть. К тому же, Запад его заблокировал еще весной. Что касается истории с продукцией двойного назначения, тут тоже опасаться нечего. Во-первых, этот запрет является новым вариантом уже существующих, зафиксированных в прежних документах ограничений. Во-вторых, у России есть национальная программа развития радиоэлектроники: к 2030 году этот рынок предстоит довести до объема в 6,3 трлн рублей».

Пока очевидно, резюмирует Масленников, что Европа уходит с инвестиционного рынка РФ в добычных отраслях, причем по собственной воле. Заменить ее есть кем: и индийцы, и китайцы активно работают с нашими крупнейшими добывающими компаниями.

Авторы: ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВ