Агентство Reuters распространило расчеты аналитиков S&P Global, согласно которым рост ключевых ставок по всему миру в 2022 году приведет к дополнительным расходам на обслуживание государственных долгов в размере 8,6 трлн долл.

Финансовые власти США, Великобритании и европейских стран, сражаясь с вырвавшимся на свободу драконом инфляции, принимают все более жесткие меры, стремясь загнать чудовище в клетку целевого роста цен в 2-3%. Но первой жертвой этой битвы является экономический рост. Производственные компании под тяжестью дорогих заемных средств вынуждены сокращать свои бюджеты развития, что во многих странах Еврозоны уже привело к рецессии. Борьба с инфляцией бьет бумерангом по развитию экономик и бедных, и богатых стран. «Увеличение затрат на заемные средства ограничит будущие объемы деловой активности, а связанное с этим замедление экономики только усугубит долговое бремя» - предупреждают аналитики S&P Global.

Экономисты и международные организации настойчивым хором призывают монетарные власти изменить подход, указывая, что в противном случае неблагополучные государства попадут в зону финансовой турбулентности уже в наступившем году. «Беднейшие государства мира заплатят кредиторам по итогам 2022-го $62 млрд, что на 35% больше, чем в прошлом году. В 2023-м расходы беднейших государств на обслуживание долгов только вырастут. Это повышает риск перехода этой группы стран к финансовому хаосу и беспорядочным дефолтам» - сокрушался в конце прошлого года президент Всемирного банка Дэвид Малпасс.

Как увеличение расходов на обслуживание долгов на 8,6 трлн долл. скажется на населении разных стран, объяснил эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов: «Почувствуют все, но в разных странах по-разному, - поясняет эксперт. – Например, американцев слабо затронет прямое влияние в виде увеличенных расходов, потому что в их потребительском секторе, как правило, фиксированные ставки. В странах типа США возросшие расходы будут аккумулироваться скорее в банковской и производственной сферах. А вот в Австралии больше распространены плавающие ставки, в странах такого типа население ощутит возросшие расходы гораздо сильнее.

Но косвенный эффект, возможно, отложенный во времени, но от того не менее грозный, скажется на всех. Производственные программы промышленных предприятий под влиянием возросших процентных ставок будут сокращаться, что приведет к общему спаду экономической активности. А это, в свою очередь, обернется сокращением реальных доходов населения и напряжением на рынке труда».