Евросоюз готовится ввести новый, 11-й по счету пакет антироссийских санкций. На сей раз под колпак, по задумке Брюсселя, попадет параллельный импорт потребительских товаров, которые поступают в нашу страну хоть и официально, но окольными путями. «Недружественные» европейцы намерены зорко следить за тем, чтобы к нам не попали запрещенные (санкционные) товары из третьих стран. Об этом рассказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйнен. Скорее всего, карательные меры рикошетом ударят многих наших международных партнеров.

Запрет на продажу России европейских товаров двойного назначения Евросоюз ввел в 10-м пакете своих санкций в конце февраля нынешнего года. И уже успел понять, что мера эта должного эффекта не дает. По словам Урсулы фон дер Ляйнен, в Брюсселе заметили несоответствие между тем, сколько товаров из ЕС уходит в третьи страны транзитом через Россию, и сколько в них в итоге оказывается. По мнению европейских счетчиков, получается нестыковочка

Надо понимать так, что при транспортировке груза из пункта А (из Евросоюза) в пункт В (третью страну) часть товара оседает в России. Потому в качестве сдерживающей меры там обсуждается вопрос о введении запрета на транзит европейских товаров через территорию РФ в третьи страны.

Однако отечественные грузоперевозчики утверждают, что принцип транзита заключается в том, что пломба с груза не срывается на всем пути следования из пункта отправки до адресата.

- Автомобильные перевозки со странами Евросоюза сегодня практически прекращены, - пояснил Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков. - В основном они осуществляются морским путем, контейнеры из Европы приходят в порт Новороссийск. Уже там перегружаются на автомобильный транспорт – в тех же контейнерах и с теми же пломбами. И доставляют груз, как правило, в страны Средней Азии. Никто заглянуть в контейнер, а тем более «поработать» там над грузом не может.

Впрочем, Евросоюз идет дальше. Он хочет поставить вопрос об ограничении торговли с государствами, которые поставляют нам европейские товары двойного назначения. Они, то есть третьи страны, покупают товары в Европе как бы для собственных нужд, а потом перепродают их России. Брюссель полон решимости закрыть и эту «лавочку» - если такие деяния будут юридически доказаны. В этом случае Европа намерена просто-напросто не поставлять санкционные товары в «проштрафившиеся» третьи страны.

Тут уместно напомнить, что параллельный импорт товаров, в которых нуждается российский рынок, был запущен ровно год назад. По оценке Минпромторга, в среднем в месяц по этому каналу к нам поступает потребительских товаров на сумму $2,5 млрд. К началу 2023 года общий объем закупок по параллельному импорту оценивался примерно в $20 млрд. Однако Евросоюз, как видим, полон решимости остановить этот поток.

Многие эксперты весьма скептически настроены по поводу новых европейских санкций, закладываемых в 11-й пакет. Одно дело, говорят они, «бодаться» с Россией, обкладывать ограничениями только ее. И совсем другое дело – протянуть щупальца на полмира и следить за каждой коробкой, которая въехала или выехала из третьей страны.

Сегодня недружественными государствами являются около 60 стран. Остальные — а их почти в 2,5 раза больше на земном шаре - дружественные по отношению к России или нейтральные, с которыми у нас сохраняются вполне нормальные торговые отношения. И что, к каждой такой стране приставить жандарма, чтобы он заглядывал во все грузовые контейнеры?

Может, по этой причине глава Евросовета Шарль Мишель считает, что рубить с плеча пока не стоит. А нужно проводить «разъяснительную работу» с такими странами, убеждать их в необходимости санкций против России.

- 11-й пакет будет согласовываться на встрече «Большой семерки», впереди еще обсуждение внутри стран Евросоюза, могут появиться и разные точки зрения, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

Что касается транзита грузов через Россию – Брюссель в состоянии «перекрыть кислород», просто прекратить поставки товаров. Ущерб прежде всего понесут те страны, к которым они приходили через нашу территорию.

Попытки контроля за нашим параллельным импортом реально оценить очень сложно. У Евросоюза в этом плане, по сути, только одна опора – США, а также банковская система и финансовые рынки соответствующих стран. Подобное мы уже видели и в Турции, и в Казахстане. Все это умножает количество конфликтов в современном мире, умножает неопределенности.

Последствия для России могут быть неприятными, но в данном случае их можно рассматривать как дополнительный стимул к развитию собственного производства. Ведь параллельный импорт – он всегда конечен.

- Хватит ли сил у Евросоюза следить за всеми третьими странами?

- Это принципиально новое качество 11-го пакета. Санкции вводят контроль за правоприменением. Они формально не накладываются на эти страны. Но контролируют, как они соблюдают антироссийские санкции. То есть исключают разные обходные пути. Здесь возникает вопрос: насколько у ЕС для этого хватит сил и средств? В любом случае это умножает конфликты Евросоюза с различными государствами, что чревато непредсказуемыми последствиями. Неопределенностей в экономическом мире станет больше.

Авторы: ВЛАДИМИР ЧУПРИН