На российский финансовый рынок выходит все больше новых и пока неопытных игроков. Число свежих «пришельцев» уже приближается к миллиону. Это превращается в некую социальную проблему. Задачу по возможности обезопасить этих новичков, переводящих на рынок финансовых инструментов деньги, хранившиеся на банковских депозитах, поставил президент. Как в этом могут помочь цифровые технологии?

Прежде чем перейти к собственно технологиям, стоит расставить некоторые точки над «i». Во-первых, финансовый рынок — зона риска, который тем выше, чем выше стремление игрока к получению максимальной прибыли. Во-вторых, сколько бы гуру ни было на рынке, на его колебаниях сказывается столько факторов, которые постоянно меняются, что достоверные прогнозы — дело совершенно неблагодарное. В-третьих, новичкам пускаться в индивидуальное плавание по волнам рынка вряд ли целесообразно. Возможно, лучший старт — это участие в тех паевых фондах, чья история успешна, за спиной — прохождение череды рифов и кризисов, а в ассортименте разные варианты инвестиционных портфелей, которые отражают любые приоритеты будущего владельца.

Ну а теперь — к технологиям. Как ни странно, хотя на рынке постоянно появляются новые математические модели, есть и хорошо себя зарекомендовавшие простые технологии и продукты с многолетней историей. Какой в принципе должна быть цель ориентированной на успех технологии? Она, естественно, всегда опирается на некую статистику, то есть на так или иначе обсчитанное прошлое, чтобы предсказать будущее. Но будущее — не повторение прошлого. Значит, главная задача, которую предстоит решить с самого начала, — не превращаться в тех генералов, которые всегда готовятся к прошедшей войне.

Предположим, вы вложились в некие акции. Естественно, вы опасаетесь, как бы не потерять свои деньги. И вот на рынке поднимается какая-то волна, которая, по вашей оценке, может снизить котировки купленных акций. Что делать? Первая реакция — продавать. Более взвешенный подход — застраховаться, то есть купить право (но не обязательство) продать свои акции по фиксированной цене (это называется «цена исполнения») через заданный промежуток времени. Например, по текущей цене через месяц. Это называется пут-опцион. Естественно, у него есть своя цена. И вот здесь начинается самое интересное. В силу вступает совсем не сложная технология — рассчитывается индекс спроса и предложения на такие пут-опционы.

Это так называемый индикатор VIХ, получивший совершенно ясное определение — «индекс страха». Самое ценное в нем — он как раз и является коллективным предсказателем будущего на тот месяц, на который заключается пут-опцион. В принципе им стоит пользоваться не тогда, когда вы уже купили акции, а перед принятием решения. Индекс растет, когда участники рынка ожидают падения акций, увеличивая спрос на страховочный опцион. И наоборот. Индекс не сложнее барометра.

Вокруг него уже сформировалась некая шкала. Когда значение VIХ поднимается до 40–45 — это штормовое предупреждение, когда VIХ 20 и ниже — акциям ничего не грозит, наоборот, их ждет рост.

Риск, конечно, все равно присутствует. Во-первых, не бывает правил без исключений. Во-вторых, принимать решения, когда покупать акции, когда продавать, все равно вам. Есть принцип — покупать на спаде, продавать на подъеме, но конкретную точку входа или выхода все равно предстоит выбрать.

«Индекс страха» в любом случае содержит важную информацию. Это можно проиллюстрировать, например, событиями последней недели января. VIХ рассчитывается по акциям входящим в индекс S&P 500 на предстоящие 30 дней. Так вот, до этой недели «индекс страха» не поднимался выше 24 пунктов, а потом рванул вверх — до 37, сами акции за последнюю январскую неделю упали на 2,6%.

Получается, страх на финансовом рынке может оказаться честным проводником. Не стоит бояться страха — его нужно использовать.

Авторы: НИКОЛАЙ ВАРДУЛЬ