В конце этого лета во многих заведениях общепита, развлекательных центрах, несетевых магазинах начались затруднения с оплатой банковскими картами. Вместо «пластика» клиентам настоятельно рекомендуют использовать наличные или онлайн-переводы. Опрос предпринимателей и экспертов показывает: дело не в уходе от налогов и не в западных санкциях этого года. Проблема проще и в то же время серьезнее, дело может кончиться закатом эры пластиковых карт, предрекают эксперты «МК».

Прецеденты «не вовремя сломавшихся» терминалов для оплаты картами бывали, конечно, и раньше, особенно в ресторанах и заведениях типа шиномонтажей. И особенно в конце отчетных периодов (месяц, квартал), когда администраторам заведений как воздух необходима была наличность для разного рода расчетов.

Но если раньше отсутствие возможности расплатиться наличными объясняли техническими причинами, то сейчас объяснений от персонала заведений порой вообще не звучит. Пожалуйста, заплатите наличными — или переводом на карту (QR-код для системы онлайн-платежей).

То есть физическая возможность расплатиться с карточки есть — а если кому-то принципиально нужно именно через терминал, то он не иначе как ревизор или склочник. И терминал если и достанут, то только через скандал...

Такое поведение бизнеса, поясняет директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков, направлено на снижение издержек в условиях сокращения доходов населения, а значит, потока клиентов, выручки, ассортимента. Платить при помощи онлайн-переводов или наличными значит уходить от комиссии за эквайринг (обслуживание банковских карт). Кроме того, расчеты наличными или через частные карты менее заметны для госорганов, а значит — такая мера способствует уходу оборота в «серую» или даже «черную» зоны.

«Лично столкнулся с этим в сетевом ресторане, существующем уже около четверти века, - рассказывает эксперт. - Действительно, настоятельно просят оплатить при помощи QR-кода, и рестораторов можно понять. Доходы людей сократились, они готовы платить меньше, чем раньше. А меньше посетителей — меньше рентабельность, при этом зарплату и аренду нужно платить. В таких условиях любой, даже смешной процент экономии играет свою роль».

Свою роль в принятии бизнесменами таких решений играет и фактор сознательности, полагает Солодков. «У людей возникает вопрос: зачем платить налоги, в чем смысл того, что налоги платятся?», - говорит эксперт. При такой постановке вопроса — действительно, отчего бы и не сэкономить хотя бы немного...

— Надо, во-первых, сказать, что доля онлайн-переводов на платежном рынке начала расти не сегодня и не вчера, — рассказала «МК» Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета. — Если доля переводов в общем балансе платежей еще пять лет назад была ничтожной, то сейчас это львиная доля, более 40% рынка. Резко возросла эта доля, в том числе, после введения Системы быстрых платежей: деньги проходят не за трое суток, как раньше, а за секунды, иногда даже СМС о поступлении денег приходит раньше, чем о списании. Это стимулирует к дальнейшему росту, хотя при переводах нет кэшбека, и значит, некоторые покупатели что-то теряют.

Тем не менее, нынешняя обстановка действительно может вызывать у бизнеса желание уйти от оплаты по карте еще больше. Некоторое время назад Центробанк своим решением ввел 1% ставку эквайринга, то есть сбора за проводку оплаты по карточкам (это было прогрессом по сравнению с 2% ставками международных платежных систем). Это, напоминает Обаева, было вызвано пандемией.

Тогда же были приняты правила льготного обслуживания расчетов по картам «Мир» для малого бизнеса, подчеркнула эксперт. Но эти льготы были временными, и сейчас действие большинства из них прекратилось. «А сейчас все берегут копеечку, никто не хочет платить этот дополнительный налог, как назвал эквайринг даже президент Владимир Путин», - отметила Алма Обаева.

С ограничением работы в России свои бонусы для бизнеса убрали, разумеется, и системы VISA и Master Card. В этих условиях логично, что компаниям выгоднее делать ставку на онлайн-переводы.

В разговоре с корреспондентом «МК» несколько столичных предпринимателей подтвердили, что прием наличных или онлайн-переводов для них выгоднее, чем оплата по карте. Однако никто из опрошенных бизнесменов (в том числе владелец барбершопа, автосервиса, несетевого продовольственного магазина) не сообщил о закрытии платежного терминала. То есть теоретическая возможность оплатить традиционным банковским способом все-таки присутствует.

Для обычного же покупателя или клиента сферы услуг можно сделать следующий вывод: учитывая комиссию банков, которая возникает при слишком частом пользовании переводами (на сумму, скажем, больше 50 тысяч рублей в месяц), самым выгодным способом расчетов оказываются старые добрые наличные. Если, конечно, в обиходе сохранилась такая почти антикварная вещь, как кошелек.

Авторы: АНТОН РАЗМАХНИН