Богатые китайские клиенты швейцарских банков начали требовать гарантий сохранности своих активов, узнала британская газета Financial Times. Причиной послужил отказ Швейцарии от финансового нейтралитета и заморозка миллиардов долларов, принадлежащих российским гражданам и компаниям. Кроме того, множество состоятельных китайцев отказались от намерения стать клиентами местных банков, опасаясь повторить судьбу своих российских коллег.

«Мы были не просто удивлены, а шокированы тем, что Швейцария сменила свой нейтральный статус. У меня есть статистические данные, показывающие, что буквально сотни клиентов, которые планировали открыть свои счета в этих банках, начали отказываться, — приводит слова члена совета директоров одного из швейцарских банков Financial Times.

«Китай, действительно, активно инвестировал в западные рынки, — подтверждает директор института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. — А Швейцария выступала и местом хранения финансов, и своеобразным „раздаточным пунктом“ для дальнейшего реинвестирования. Сейчас многие китайские компании крайне опасаются, что из-за общего изменения финансово-политического климата их активы будут либо заморожены, либо в результате недружественных действий их капитал сократится. Создается негатив в целом вокруг капитала китайского происхождения».

А волноваться есть из-за чего. По данным американского исследовательского института The Heritage Foundation, объем накопленных внешних инвестиций китайских бизнесменов за последние 17 лет составил 2,23 трлн долл. И существенная часть из них пришлась на долю европейцев — Великобритания получила 98,93 млрд долл., Швейцария — 61,21 млрд долл., Германия — 51,54 млрд долл. Причем этот процесс продолжается и сейчас — только в прошлом году в Испанию со стороны китайцев было проинвестировано 0,81 млрд долл., в Германию — 0,59 млрд долл.

По оценке одного из крупнейших инвестбанков мира Credit Suisse, всего в Швейцарии заморожено российских активов на сумму около 50 млрд долл., и именно этот факт теперь нервирует китайских бизнесменов. «Это определенно была тема, вызывавшая беспокойство клиентов с конца прошлого года. Они спрашивали, будут ли их деньги у нас в безопасности... Швейцария слишком быстро приняла меры в отношении российских клиентов. Берн должен провести черту между тем, в чем он будет участвовать, а в чем — нет», — приводит анонимные слова крупного банкира FT.

Но пока массового бегства китайского капитала из Европы вообще и Швейцарии, в частности, нет. «Наоборот, Китай остается донором международного инвестиционного рынка, — говорит глава аналитического департамента банка Игорь Штерн. — Только в 2022 году объем прямых инвестиций КНР в зарубежные проекты составил около 150 млрд долл., это примерно на 1% больше, чем в 2021 году. Правда, львиная доля из них пришлась на страны азиатско-тихоокеанского региона, входящие в региональное партнерство RCEP (объединяет 15 стран, в том числе Китай, Японию, Австралию, Сингапур, Вьетнам, Южную Корею, Таиланд, Индонезию и так далее). Можно говорить, что приток китайских инвестиций в страны ЕС резко сократился, но об оттоке капитала на текущий момент говорить как минимум преждевременно».

«Пока явно выраженного всплеска волнения китайское бизнес-сообщество не демонстрирует, — соглашается Алексей Маслов. — Потому что они уверены, что в случае ущемления их интересов им помогут официальные власти КНР. Ярким примером является известная история с воздушным шаром над США — после инцидента угроза санкций нависла над китайской компанией, экспортирующей метеозонды и другие летательные аппараты более, чем в 40 стран мира, но в итоге никаких последствий не было, компания продолжает свою деятельность.

На уровне государства Китай уже сейчас реализует различные защитные механизмы. Например, с 2021 года целенаправленно сокращает свои резервы в долларах и наращивает долю золота, а также реализует программу по интернационализации юаня. Бизнесмены же действуют на свой страх и риск, но в случае возникновения проблем они рассчитывают на помощь своего государства».