83% россиян хотя бы раз сталкивались с попыткой кибермошенничества. Только за прошлый год мошенники украли у банковских клиентов 14,2 млрд руб.

Продолжаем тему, начатую в № 7 aif.ru. На этот раз мы попросили специалистов Центробанка разобрать наиболее типичные истории и схемы, в которых пострадали наши читатели, и дать рекомендации.

«На ваше имя оформлен кредит»

Хабаровчанке позвонили мошенники, представившиеся сотрудниками банка, и сообщили, что на её имя пытаются взять крупный заём. Для отмены операции предложили установить на телефон несколько приложений (так преступники получили удалённый доступ к её телефону) и сообщить им поступившие пароли. Итог разговора – минус 1,7 млн руб.

Комментарий Банка России:

– Мошенники часто атакуют граждан сообщениями образца «на ваше имя кто-то пытается оформить кредит». Звучат они правдоподобно, используют в разговоре самые обсуждаемые новости или события. Поэтому, если вам звонит неизвестный и представляется сотрудником банка (правоохранительных органов и т. д.), немедленно прер­вите разговор, даже если вас пугают потерей крупной суммы. Реальные представители финансовых организаций и госорганов никогда не запрашивают у граждан номера карт, трёхзначный код на обратной стороне, пароли из СМС, ПИН-код, не просят переводить деньги на другие счета. При возникновении сомнений позвоните в банк по телефону, указанному на карте или официальном сайте.

Полис есть, а страховки нет

Читательница из Воронежа увидела в интернете объявление, в котором предлагалось оформить электронные полисы ОСАГО. Позвонила по указанному номеру и заказала три страховых полиса, переведя по указанным реквизитам 20,5 тыс. руб. Вскоре она попала в ДТП и от сотрудников полиции узнала, что её полис недействителен. Чинить обе пострадавшие в аварии машины ей пришлось за свой счёт.

Комментарий Банка России:

– Страховая компания должна иметь лицензию Цент­робанка именно на тот вид страхования, которым она занимается. Компания может привлекать для оказания услуг посредников – страховых брокеров или страхового агента. У брокера должна быть лицензия (проверить её наличие можно на сайте Банка России). У агента должен быть договор со страховой организацией (для проверки договора надо позвонить в страховую).

Никогда не покупайте страховые продукты и полисы у физических лиц и компаний без проверки документов. Если человек приобретёт полис у нелегала, то при наступлении страхового случая он не получит выплаты, а если это страхование ответ­ственности – то ещё и будет должен возмещать ущерб противоположной стороне из своего кармана.

Гарантируется высокая доходность

Жительница Читы увидела в интернете рекламу, предлагающую получение денег от вложений в развивающуюся компанию. Заинтересовавшись, позвонила по телефону из объявления. Ей ответил «финансовый консультант», помог установить на телефон приложение и внести первые 15 тыс. руб. инвестиций. Сперва приложение показывало рост прибыли. Потом консультант порекомендовал внести более крупную сумму, пообещав, что «деньги можно вывести со счёта в любое время». За два месяца женщина вложила 2 млн руб., которые взяла в кредит. А когда захотела их вывести, консультант сообщил: это будет стоить 450 тыс. руб. После этого она по­шла в полицию…

Комментарий Банка России:

– Подобные предложения в интернете – не редкость. В них должно насторожить обещание гарантированного дохода (по закону гарантировать доходность могут только банки). Да, развивающиеся компании могут привлекать средства инвесторов с помощью инвестиционных платформ. Но оператор такой платформы должен быть включён в реестр Банка России, а на сайте должны быть размещены правила работы платформы.

Если же инвестиции предлагает компания с непонятным статусом, то, скорее всего, это мошенники.

Также должны породить сомнения агрессивная реклама и навязчивость менеджеров, особенно рекомендации увеличить вложения за счёт кредитов. Не доверяйте предложениям, в которых следует переводить день­ги на счёт физического лица, по номеру телефона, – преступники часто идут на такие уловки, чтобы потом нельзя было доказать обман.

Цифры

Совокупный размер ущерба от действий кибермошенников в 2022 г. вырос на 4,29%, до 14,2 млрд руб. В том числе 9,2 млрд украдено через банковские приложения и сайты, 2,5 ­млрд – через оплату товаров и услуг в интернете.

Под влиянием телефонных преступников в прош­лом году граждане пытались оформить кредиты на 200 млрд руб.

За год ЦБ направил операторам связи с целью принятия соответствующих мер 756 тыс. телефонных номеров, используемых злоумышленниками для хищения средств.

В 2022 г. кредитные организации вернули жерт­вам мошенников всего 4,4% (618,4 млн руб.). Для сравнения: в 2021 г. цифра была 6,8% (920,5 млн руб.), в 2020 г. – 11,3% (1,1 млрд руб.). «Такой уровень возмещения объясняется сохранением высокой доли социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные», – говорится в сообщении ЦБ.

Вырежи и сохрани

Если вы пострадали от действий мошенников, необходимо немедленно заблокировать карту. Сделать это можно с помощью мобильного приложения, личного кабинета на сайте банка, через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении.

В течение суток после получения сообщения о списании денег надо написать заявление в отделение банка о несогласии с операцией. Кредитная организация обязана за 30 дней рассмотреть заявление и сообщить клиенту о решении. Также следует обратиться с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.

Сейчас по закону клиент банка может рассчитывать на возмещение средств в полном размере, если он не нарушил условия договора. То есть если не передавал злоумышленникам банковские сведения (СМС-код, номер платёжной карты и др.). Если же вы сообщили мошенникам эти данные или самостоятельно перевели деньги на некий счёт, то в этом случае лишаетесь права на возврат.