За девять месяцев 2017 года количество жалоб граждан на действия коллекторов увеличилось более чем на треть по сравнению с прошлым годом. При этом доля обращений, связанных с грубыми действиями коллекторов, остается неизменной, несмотря на полноценное введение законодательного регулирования рынка с этого года. Эксперты признают, что закон о взыскании долгов физлиц не смог защитить граждан от произвола взыскателей и требует серьезной доработки. Поправки в закон планировалось внести в начале 2018 года, однако на данный момент они не разработаны.

Согласно статистике Национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА), за девять месяцев 2017 года к ним поступило более 3,7 тыс. жалоб граждан на действия банков, МФО и коллекторских агентств при взыскании долгов. Это на 37% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом 11% всех жалоб составляют жалобы на неэтичные методы взыскания (грубое общение, угрозы жизни и здоровью, порчу имущества и т. д.). Этот показатель остался на уровне прошлого года, когда закон о взыскании долгов физлиц еще не вступил в силу.

Участники рынка отмечают, что увеличение количества обращений граждан вполне логично на фоне принятия закона. «После вступления в силу закона (с 1 января 2017 года.— “Ъ”) должники узнали, что есть определенные ограничения при взыскании долгов, и стали активно жаловаться на их нарушения»,— говорит гендиректор Агентства судебного взыскания Максим Богомолов.

В то же время отсутствие динамики по снижению жалоб на неэтичные методы взыскания, по мнению экспертов, говорит о несостоятельности закона и бессилии регулятора — Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в борьбе с грубыми нарушителями, в основном нелегальными кредиторами и коллекторами.

По данным ФССП, за девять месяцев 2017 года к ним поступило более 9 тыс. обращений граждан о нарушении взыскателями профильного закона. За этот период ФССП составлено и направлено в суд 545 протоколов об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения 253 административных дел признаны обоснованными 195 протоколов. Общая сумма штрафов превысила 7,4 млн руб.

Однако ФССП может бороться лишь с теми, кто состоит в госреестре взыскателей, на нелегалов и прямых кредиторов ее полномочия не распространяются. «На микрофинансовые организации (МФО) и нелегальных коллекторов, не вошедших в реестр ФССП, приходится более 70% жалоб на неэтичное обращение, но судебных дел по ним единицы,— сетует директор НАПКА Борис Воронин.— То есть ситуация в самом проблемном, “сером” сегменте взыскания осталась неизменной». По словам совладельца агентства «Эверест» Дмитрия Чернышова, ограничив количество контактов с должниками для легальных участников рынка и увеличив их затраты на взыскание, закон не смог справиться со своей главной задачей — защитить граждан от беспредела и грубого обращения.

Решить данную проблему могли бы поправки к профильному закону. По мнению господина Богомолова, необходимо установить единые стандарты для всех взыскателей, поскольку сейчас для профессиональных коллекторов предусмотрены большие штрафы, тогда как ответственность банков и МФО довольно размыта. «Нужно расширить полномочия ФССП, чтобы она могла оценивать правомерность действий и банков, и МФО, и любых лиц, занимающихся данной деятельностью, вне зависимости от того, состоят ли они в реестре,— отмечает он.— Если это “серые” взыскатели, то служба должна более тесно взаимодействовать с правоохранительными органами для возбуждения уголовных дел о незаконной предпринимательской деятельности».

Однако, по информации “Ъ”, запланированное на начало 2018 года внесение поправок в закон не состоится, поскольку на данный момент они не готовы.

Светлана Самусева