И прочие расходы…

И прочие расходы…

Один триллион рублей — это фактически взятки в системе госзакупок. По мелочи набегает больше. Возьмем, к примеру, конкурсы начальника транспортного министерства Левитина

Когда мы говорим о коррупции и среде, ее порождающей, обычно в первую очередь обсуждаем масштабные хищения, откаты в миллиарды рублей. Так уж работает наше сознание, поражаясь цифрам и фактам в изысканиях известных блогеров, того же Навального. Но многочисленные исследования коррупции в России утверждают, что основа явления — тонкие ручейки и небольшие речушки уворованных из рутинных расходов денег.

Что надежнее: много за один раз (с высоким риском попасться) или регулярно и понемногу (с риском просто вылететь с работы)? Житейская мудрость давно определила преимущества второго варианта. На ней и стоит вся система мелких взяток и хищений, например, в медицине, образовании и сфере управления. И это главная часть айсберга коррупции.

Необязательно воровать от дорогих томографов или представительских машин. В каждом ведомстве смотреть надо на простые, бытовые расходы. Пусть они и не поражают воображения. Благодаря интернету их анализ доступен сегодня любому гражданину.

В российском Министерстве транспорта, возглавляемом Игорем Левитиным, есть подразделение, именуемое Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). В его обширные задачи входит контроль над исполнением гражданами и юридическими лицами законов в сфере транспорта. Выдача разрешений на разного рода деятельность, имеющую отношение к транспорту. Регистрация соответствующих актов, документов, прав и объектов. Проведение должностных расследований в случае чрезвычайных происшествий на сухопутных, водных и воздушных магистралях. И много чего еще вплоть до участия в расследовании причин разрушения автомобильных дорог.

Для того чтобы понимать, что там к чему, сравнивая контракты и сметы, важно знать и детали перемещения начальства по должностям.

Чехарда транспортных начальников

Кажется, здешние чиновники только и делают, что перебегают из кабинета в кабинет, едва освоившись, попадают на новую должность, а потом возвращаются на старую. Меньше чем за 7 лет только в кресле руководителя службы персонажи менялись 6 раз, причем некоторые успели посидеть в нем дважды. Несменяемым на своем посту остается только глава Минтранса Игорь Левитин, как системная фигура, задающая стиль работы всех подразделений ведомства.

В октябре 2005 года бывшего замминистра транспорта Александра Нерадько сменил кадровый чекист Валерий Салеев. Порулив чуть больше года, он уступил место бывшему замкомандующего ВВС Приволжско-Уральского военного округа Геннадию Курзенкову (граждане выложили в интернете кадры, на которых лимузин этого блюстителя порядка на транспорте лихо рассекает с мигалкой по встречной полосе).

В октябре 2008 года Курзенкова сменил его заместитель Николай Лямов, но уже в июле следующего года он стал замом Левитина, а потом оказался на посту вице-мэра Москвы, курирующего транспорт и дорожное строительство. Опустевший кабинет в качестве исполняющего обязанности занял замруководителя службы Александр Касьянов, а затем уже полноправным главой Ространснадзора вторично утвердили Курзенкова.

Золотая броня «V.I.P. Сервис»

По официальным данным, Ространснадзор дважды, в 2008 и 2009 годах, проводил конкурс на «Оказание услуг по бронированию мест, продаже перевозок и оформлению перевозочных документов на воздушном и железнодорожном транспорте». Речь идет просто об услугах бронирования билетов для сотрудников Ространснадзора для служебных поездок на 4,5 млн. По обоим контрактам в конкурсе участвовала только одна компания! Это ЗАО «V.I.P. Сервис». По совпадению заказчиком в обоих случаях выступает и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Николай Лямов, все протоколы за его подписью. А в июле 2009 года Лямов уходит на повышение в Минтранс (на должность замминистра) и на 2010 год контракт с ЗАО «V.I.P. Сервис» уже не заключался.

Теперь пришла очередь другой компании. Аналогичный конкурс на 4,5 млн выигрывает его единственный участник ООО «Группа компаний «АЛЬТАИР». Конкурсные документы подписывал временно ставший начальником заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов. Сменился начальник — сменилась компания, бронирующая билеты.

Услуга получилась просто золотая! Каким образом руководство организации заказывает билеты для подчиненных? Просто вызывает секретаршу и велит ей заказать на завтра (или забронировать на будущую неделю) билеты до места назначения на Иванова и Рабиновича. Вроде бы просто, но, видимо, слишком уж просто для транспортных чиновников. Если билеты закажет секретарша, получающая зарплату за подобную работу, что с этого будет иметь посредник?

Компьютерщики с пожарными шлангами

Еще большие суммы всплыли при заключении сделок на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В 2009 году Ространснадзор заключает с ООО «АпСкэйл Софт» контракт на «Разработку системы контроля и надзора за пожарной безопасностью». Адрес «АпСкэйл Софт» — Рубцовская набережная, дом 3, стр. 1. Хотя по указанному телефону 363-36-53, доб. 2428 ответили, что такой фирмы там нет.

Тем не менее ООО «АпСкэйл Софт», не имеющему совершенно никакого отношения к пожарной безопасности и пожарному оборудованию (документацию подписывали Лямов и Касьянов), поручили «Разработку системы контроля и надзора за пожарной безопасностью при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава» за 19 миллионов рублей. Главное подозрение в подобных контрактах вызывают такие свойства, как всеохватность и масштаб. За 19 млн рублей предложено поставить точку в деле контроля сразу над всеми вагонами, цистернами, самолетами, кораблями и иными плавучими объектами.

Здесь стоит пояснить, что «АпСкэйл Софт» — структура в определенном роде известная. За последние годы здесь сменилось пять генеральных директоров, определением Арбитражного суда Москвы от 23 августа нынешнего года в отношении «АпСкэйл Софт» введена процедура наблюдения, а еще в прошлом году столичное управление Федеральной антимонопольной службы включило компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Договор с департаментом образования правительства Москвы с названием «Развитие информационной среды учреждений профессионального образования» с бюджетом 89 094 000 рублей был расторгнут решением Арбитражного суда 21 апреля 2009 года «в связи с нарушением существенных условий контракта».

Не менее подозрительно выглядит серия контрактов с ООО «Транспортная безопасность и логистика». Четыре из них заключены в 2008 году и гласят, что за туманное «выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы» (какой — остается только догадываться) Ространснадзор, если суммировать, должен заплатить около 9 миллионов рублей. Пятый контракт несколько конкретнее и предусматривает «разработку специального программного обеспечения для ведения и поддержки в актуальном состоянии единого перечня субъектов транспортного комплекса, в отношении которых Ространснадзором осуществляются мероприятия государственного контроля (надзора)». Судя по названию, функции такой программы совпадают с установленной практически на каждом компьютере программой Exel. Впрочем, ее разработку оценили в 3 750 000 рублей.

Сага о незаменимом охраннике

Случаются и компании, приближенные скорее к завхозу, чем к финдиректору. Почти все контракты Ространснадзора в области коммунального хозяйства и строительно-ремонтных работ замыкаются на одного и того же человека. Андрей Борисович Кузнецов известен как учредитель частных охранных предприятий «Кречет СБ» и «Калигула М».

В нынешнем году имеющее к нему отношение ООО «Строй-деко» заключило контракт на 9 222 463 рубля, обещав за эти деньги организовать «перепланировку помещений», где трудится Курзенков с коллегами. А «ремонт мест общего пользования» обошелся им в 10 530 000 рублей. С 2007 по 2009 год с выполняющим такие же функции ООО «АртильИнвестСтрой» было заключено три контракта на вывоз мусора на общую сумму 25 278 544 рубля 23 копейки, в нынешнем году та же фирма подрядилась провести за 1 960 000 рублей загадочные «проектные работы».

Большой популярностью пользуется в Ространснадзоре ООО «РЭП «Мастеровой», учрежденное Виктором Николаевым, Надеждой Амелиной и Марией Журбой. Поскольку экс-милиционер Виктор Андреевич Николаев — одновременно ветеран ЧОП «Кречет СБ», а Надежда Станиславовна Амелина трудится генеральным директором в ООО «Строй-деко», можно догадаться, кто в «Мастеровом» распоряжается. В 2008 году Ространснадзор зарегистрировал с «Мастеровым» контракт на «выполнение ремонтных работ» на 4 410 000 рублей, а в 2009 году на «уборку помещений» на 1 198 099 рублей. В нынешнем году — два контракта на «эксплуатацию» и «противопожарное обеспечение» своего здания на 18 633 950 рублей.

Конечно, декорации полезно менять. В этом году «уборку» обеспечивает уже не «РЭП «Мастеровой», а ЗАО «СтройЭТОН», но его учредитель все тот же. Он делает свой бизнес, кажется, даже не обращая внимания на регулярно меняющихся в Ространснадзоре начальников.

Просматриваются ли попытки контроля над этой традиционной системой? Формально да: рассмотрев жалобы конкурентов, антимонопольная служба указала Ространснадзору на нарушения законодательства. А реальная жизнь идет своим чередом. «Строй-деко», «СтройЭТОН» и «РЭП «Мастеровой» только на текущий год и без учета Ространснадзора имеют с различными подразделениями Министерства транспорта РФ пять контрактов почти на 29 миллионов рублей.

По всей России десятки тысяч безвестных ООО или ЗАО, приходя и уходя на освоение ведомственного бюджета вместе с создавшими их начальниками, годами отводят из него, как капиллярная система, огромные суммы, которые становятся видны только в консолидированном отчете. Минфин называет пропавшие десятки миллиардов долларов «неэффективным использованием средств». В нашем случае их масштаб лучше виден с поста Игоря Левитина. Если он сам не «гарант» всей системы, интересно было бы узнать и официальное мнение, которого мы от Минтранса не получили.

Павел Завадников




Из выпуска от 08-12-2010 рассылки
«Новая газета»
Новая газета

подписчиков: 2072

Материалы имеют политический характер. Газета позиционирует себя как оппозиционное издание либерально-демократической и правозащитной ориентации. Политические и экономические обозрения. Аналитика, публицистика и прогнозы.

Подписаться

Подписаться   


Оригинал Новая газета


Subscribe. Экономика
Subscribe. Экономика

подписчиков: 213122

Редакторы Subscribe.Ru отбирают для вас лучшее по этой теме

Подписаться

Подписаться

Как всё будет выглядеть в блоге:
И прочие расходы…
Что надежнее: много за один раз (с высоким риском попасться) или регулярно и понемногу (с риском просто вылететь с работы)? Один триллион рублей - это фактически взятки в системе госзакупок. По мелочи набегает больше. Возьмем, к примеру, конкурсы начальника транспортного министерства Левитина
Скопируйте код для блога:
  

Комментировать( 6 )


08 декабря 2010 года, :12

Еще Карамзин писал про это, почитайте на досуге...

wizard-777@gmx.net 09 декабря 2010 года, :12

и где посадки и конфискация имущества? ворье гуляет на свободе и продолжает свободно воровать

09 декабря 2010 года, :12

Знаю таксировочную систему всех стран Мира. Но таких изъятий при официальном заявлении доходов от частного бизнеса как в России - 86 копеек с одного вложенного в дело рубля не знаю больше ни в одной другой стране Мира. В Германии фискальных удержаний 19 евроцентов с одного евро, во Франции 21 е.ц. от 1 евро, в Италии 35 е.ц. от 1 евро. По психологии предпринимательства фискальные удержания не должны превышать 21 % от вложений в бизнес. Если будет выше этой суммы, то в автомате всё что выше этого порога будет скрываться от фискальных органов любыми возможными и доступными способами (например, образование доходной части бизнеса в офшорной зоне и тысячи других способов бегства капитала из экономической зоны управления средствами и ресурсами коррумпированных чиновников).
Что мы сами то себя обманываем и прикидываемся, что верим экономическим дилетантам в управлении экономикой нашей страны?

09 декабря 2010 года, :12

Как представляется, в 90-е годы доходило до изъятий 99 коп с рубля и тогдашнее руководство откровенно заявляло о тяготах налогопослушного бизнеса. И то спасибо. Насчет теперешних дилетантов не согласен, учитывая кто и сколько им платит, они втёмную используются по назначению, за редким исключением.

10 декабря 2010 года, :12

Пора бы уже придумать, как недостатки превратить экономическое развитие. Если минус на минус даёт плюс, то коррупцию, например, в сочетании с другими преступными деяниями можно использовать с положительным эффектом на общее благо. Конечно не всем достанется...

12 декабря 2010 года, :12

Сам работал в одном из ЗАО администратором проектов и имел отношение к заключению и сопровождению контрактов. Очень сложно все проконтролировать. Например, кто и как определяет начальную цену контракта, особенно если это относится к контрактам, связанным с разработкой программного обеспечения, техники и т.д. Липовые контракты можно определить в этом случае по соотношению цены и сроков выполнения. Например, как можно выполнить контракт стоимостью 10 млн. рублей за 3 (три) дня!! Понятно, что все давно сделано и осталось только официально деньги отмыть. То же касается контракта стоимостью более 100 млн. рублей за месяц и т.д. Если посмотреть внимательно, таких можно найти много. Вот только кто в этом заинтересован. ФАС явно в этом не заинтересована. Здесь возникает та же проблема, что и раньше - кто будет контролировать контролеров. Особенно если делиться с контролерами. Может все-таки довести до ума процесс контроля доходов и имущества с учетом родственников и т.д. Мой сосед по земле в деревне (у меня ЛПХ) просил узнать - не хочет ли кто купить участок земли в 18 соток. Он работает в милиции, его "попросили" оформить на себя 2 участка по 1 млн. рублей и продать. Еще один он уже продал в этом году. Вот так...