Российский рынок труда начинает осваиваться с новыми мобилизационными условиями. Например, с тем, что бронь от армии становится весомым бонусом для любой вакансии. И такие предложения — приходите, мы устроим вас на трудовом фронте — на рынке довольно часты. Но чтобы ими воспользоваться, мужчина должен быть рабочим, причем не абы каким, а квалифицированным. А если его профессия из числа распространенных, нужно приготовиться к дисконту.

Статистика рынка труда трубит про стабильность, однако эта стабильность – с небольшим наклоном в определенную сторону. Больше всего вакансий за последнюю неделю, утверждают статистики портала hh.ru, появилось на госслужбе, в автомобильном бизнесе и на производстве. Оживление этих секторов заметно даже при беглом просмотре объявлений. Вечных, казалось бы, администраторов в фитнес-клубах, хостес и тому подобных работников сферы услуг даже в Москве потеснили рабочие: ищут водителей, строителей, станочников.

Причем некоторые зарплаты прямо-таки заставляют рядового московского интеллигента пожалеть, что он не пошел в свое время в ПТУ. Впрочем, еще большую зависть у многих вызывает пометка, все чаще встречающаяся в объявлениях: «Бронь от армии».

Водитель категории С (на самосвальную технику) — 130–180 000 рублей в месяц и бронь. Пояснение от кадровика компании: «Работаем с комплексом ВПК». Остальное — не для публики. Хотя все же интересно, где в ВПК применяются упомянутые в объявлениях китайские строительные самосвалы?

100–160 тысяч рублей в месяц (и опять же бронь) можно получить, подрядившись мастером-отделочником на восстановление Мариуполя. Причем объявление опубликовано для Москвы, и утверждается, что работают там московские компании.

Правда, правила у стройкомпаний в Мариуполе — что в ЧВК «Вагнер» на известном в соцсетях ролике. Цитируем: «Полная отдача себя работе. Не пить (увольнение с последующей отправкой домой). Быть готовым к ненормированному рабочему дню (прием материала, уборки и т.д)». В общем, не расстреливают за «грехи» перед строем — и то хорошо. Нет, правда неплохой вариант для тех, у кого есть нужная квалификация.

Есть и более спокойные места, где имеется бронь и при этом нужны работники. Вот, например, город Курчатов Курской области (он же — городок Курской АЭС). Компрессорщик на саму станцию — зарплата от 55 до 100 000 рублей. Водитель автобуса — «потолок» немного поменьше. Город «росатомовский», так что бронь там вполне настоящая, можно верить.

У кого есть хорошая квалификация станочника (фрезеровщика, ЧПУ, что угодно, но разрядом чем выше, тем лучше) — за теми сейчас гоняются в «оборонке». Не в Москве, правда, по большей части — ну так и понятно, московские промзоны в большинстве своем выведены. Расценки такие: фрезеровщик-универсал 85–100 т.р., оператор станка с ЧПУ 105–115 т.р., сварщик — 100–110 т.р. «Релокациия» — в Выксу (Нижегородская обл.) и Шумерлю (Чувашия). Производят там в том числе и бронетехнику.

Странно, но в некоторых других регионах такие же вакансии с такой же бронью оплачиваются куда скромнее. Так, во Владимире оператор-наладчик фрезерного станка с ЧПУ получит 45–80 тысяч, а инженер-электронщик (в списке обязанностей — ремонт и обслуживание разношерстного станочного парка) в Ростове-на-Дону — вообще 40–60 тысяч. Зато бронь, это факт.

— Такая разница в зарплатах, возможно, объясняется наличием или отсутствием готовой рабочей силы на месте, — пояснил «МК» эксперт по регионального развитию Дмитрий Дегтев. — Нужно смотреть социально-демографическую структуру, сколько людей работает вахтовым методом в столицах и так далее. А также, конечно, привычный для региона уровень зарплат. Скажем, житель Владимира вряд ли поедет работать в Шумерлю вахтовым методом, пусть там и заработок будет больше.

Бронь дает сильный дисконт к стандартному зарплатному предложению для тех специальностей, которых не «днем с огнем». Так, например, кузовщик-автомаляр в Воронеже (на полную ставку с бронью) стоит до 80 тысяч рублей. Это при том, что в мирные времена «на воле» подобный мастер зарабатывает значительно (иногда вдвое) большие деньги.

Но, кстати, и автомаляр — это вполне квалификация, просто соискателей здесь много. А вот тем, кто работает в сфере услуг и не имеет хорошей рабочей профессии, придется куда хуже. Статистика кадровых порталов показывает, что число активных резюме «работников спортивной сферы, туризма, маркетологов и административного персонала» устойчиво растет. А вот вакансий для них — да еще и с бронью от армии — негусто.

Авторы: АНТОН РАЗМАХНИН