В пятницу Владимир Путин и Дональд Трамп наконец встретились. Переговоры двух президентов состоялись «на полях» саммита G20 в Гамбурге и затмили собой основную повестку мероприятия. По итогам встречи, продлившейся более двух часов вместо предусмотренных 30 минут, было объявлено о договоренностях по Сирии, Украине, кибербезопасности и обмену послами. Вместе с тем снять один из самых острых раздражителей двусторонней повестки — санкции в отношении российского дипкорпуса в США,— судя по всему, не удалось. Переговоры на эту тему, по данным “Ъ”, могут состояться во второй половине июля в Санкт-Петербурге.

В ручном режиме

Вступительная речь хозяйки форума, канцлера ФРГ Ангелы Меркель заинтересовала мировые СМИ куда меньше, чем первое рукопожатие лидеров РФ и США в кулуарах саммита. Аналитики разобрали его буквально по секундам: вот Владимир Путин стоит у столика с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, они о чем-то беседуют, и вдруг справа к российскому президенту с вытянутой для приветствия рукой подходит его американский коллега. Владимир Путин, улыбаясь, протягивает Дональду Трампу руку, а тот уже берет его под локоть второй рукой. Российский президент что-то говорит, делая дружеский жест свободной рукой, после чего глава Белого дома по-свойски хлопает его по спине, оба улыбаются. Позже эксперты по жестам и мимике с уверенностью заявят журналистам, что президенты испытывают симпатию друг к другу. А пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков уточнит: во время этого краткого общения президенты подтвердили, что позднее проведут отдельную встречу.



Она должна была начаться в 16:45 по московскому времени, но началась в 17:15. При этом изначально предполагалось, что переговоры продлятся 30–45 минут, но президенты проговорили более двух часов. Сопровождали их только главы внешнеполитических ведомств (Сергей Лавров и Рекс Тиллерсон) и переводчики.

Дональд Трамп первым взял слово. «Путин и я обсуждали многое (по телефону.— “Ъ”), и я надеюсь, что встреча пройдет хорошо. Мы очень, очень хорошо поговорили,— сказал он, обращаясь одновременно к своему собеседнику и к прессе.— И мы собираемся поговорить сейчас; очевидно, этим все и продолжится. Мы ждем много позитивного и для России, и для Соединенных Штатов, и для всех заинтересованных. Для меня честь быть здесь с вами».

Российский президент, в свою очередь, отметил, что, «конечно, телефонных разговоров недостаточно, если мы хотим решать острые вопросы двусторонней повестки и наиболее важные вопросы международной повестки дня». При этом он также заявил, что рад лично познакомиться с Дональдом Трампом и рассчитывает на позитивный результат встречи.

После этого представителей прессы (а их в небольшую комнату переговоров набилось более 30) попросили удалиться, но журналисты начали наперебой выкрикивать вопросы (первый из них касался возможного вмешательства РФ в американские выборы). Президенты на них, однако, отвечать не стали.



Первым об итогах встречи рассказал Владимир Путин. «У меня была очень длительная беседа с президентом Соединенных Штатов. Накопилось много вопросов — там и Украина, и Сирия, и другие проблемы, некоторые двусторонние вопросы. Мы опять вернулись к вопросам борьбы с терроризмом, кибербезопасности» — эти слова президент России произнес уже на следующей двусторонней встрече — с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. При этом господин Путин извинился за то, что японскому премьеру пришлось ждать его около часа. «И я, и от его имени (президента США.— “Ъ”) — мы приносим извинения»,— сказал Владимир Путин своему японскому коллеге. Тот отнесся к опозданию российского лидера с пониманием.

Более подробно о результатах встречи в верхах рассказали Сергей Лавров и Рекс Тиллерсон.



Во-первых, как следовало из их заявлений, президенты РФ и США договорились о прекращении огня в зоне деэскалации на юго-западе Сирии (районы Деръа, Кунейтра и Сувейда). Перемирие должно вступить в силу в 12:00 в это воскресенье. Напомним, в Сирии при посредничестве России, Турции и Ирана сейчас создаются четыре зоны деэскалации. Предполагается, что периметр этих зон будут охранять иностранные военные. Сергей Лавров в пятницу сообщил, что безопасность в зоне деэскалации на юге Сирии будет обеспечивать российская военная полиция при координации с США и Иорданией. Переговоры о других зонах деэскалации будут продолжены.

Во-вторых, Россия и США договорились создать двусторонний канал по Украине. Ранее Москва и Вашингтон вели прямой диалог на эту тему по линии помощника президента РФ Владислава Суркова и помощника госсекретаря США Виктории Нуланд. Однако после смены администрации госпожа Нуланд ушла из Госдепартамента. А в пятницу стало известно, что Рекс Тиллерсон назначил специальным представителем США по Украине бывшего постпреда при НАТО Курта Волкера. Сергей Лавров пригласил его посетить Москву.

Третьей темой переговоров стала кибербезопасность. Рекс Тиллерсон сообщил, что Дональд Трамп начал беседу со своим российским коллегой с темы о якобы имевшем место вмешательстве России в выборы в США. Владимир Путин заверил его, что никакого вмешательства не было. Сергей Лавров же сообщил, что вопросами кибербезопасности займется специальная рабочая группа РФ и США. А Рекс Тиллерсон добавил, что деятельность этой группы должна привести к выработке рамочного соглашения.

О том, что РФ и США готовят новые договоренности о сотрудничестве в киберпространстве, “Ъ” сообщал еще в апреле (см. номер от 28 апреля).

В-четвертых, Владимир Путин и Дональд Трамп, по словам Сергея Лаврова, договорились ускорить процесс назначения новых послов. Напомним, нынешнего посла РФ в Вашингтоне в конце месяца должен сменить замглавы МИД РФ Анатолий Антонов. Его кандидатуру уже утвердили профильные комитеты Госдумы и Совета федерации. По данным “Ъ”, агреман на него со стороны США также уже получен. Нынешнего посла США в Москве Джона Теффта должен вскоре сменить бывший губернатор штата Юта Джон Хантсман. Процесс его утверждения в Конгрессе еще не начался, но, по данным “Ъ”, Москва также уже дала на него агреман.

Дачный ответ

Ну, и наконец, по словам Сергея Лаврова, в ходе переговоров поднималась тема изъятой дипломатической собственности России в США. При этом из выступления российского министра следовало, что снять этот раздражитель — один из самых острых на данный момент в двусторонней повестке — не удалось.

Напомним, 29 декабря прошлого года указом уходящего президента США Барака Обамы из страны были высланы 35 российских дипломатов и члены их семей. Кроме того, был закрыт доступ к так называемым загородным дачам постпредства России в Нью-Йорке и посольства в Вашингтоне.

В МИД РФ тогда заявили, что Белый дом в нарушение международного права пошел на фактическую экспроприацию российской госсобственности. Вместе с тем президент РФ Владимир Путин решил воздержаться от зеркальных мер — как отмечали эксперты, с расчетом на то, что после инаугурации Дональда Трампа политика Вашингтона резко изменится. Однако с тех пор серьезных подвижек не произошло, более того — были введены новые санкции, и в Москве задумались об ответных действиях (см. “Ъ” от 11 мая).

Варианты урегулирования этой проблемы замглавы МИД РФ Сергей Рябков и первый замгоссекретаря США Томас Шеннон должны были обсудить 23 июня в Санкт-Петербурге. Однако в последний момент власти РФ отменили встречу, обосновав свое решение очередным ужесточением антироссийских санкций со стороны США.

При этом на прошлой неделе Сергей Рябков уточнил, что это была не единственная причина отмены встречи: «Нам не хватило времени, чтобы получить некоторые соображения американской стороны для обсуждения к моменту, когда встреча должна была состояться». По словам источника “Ъ” в МИД РФ, в Москве ожидали, что Вашингтон заранее представит предложения по разрешению спора вокруг арестованных посольских дач и высланных дипломатов или хотя бы даст понять, что такой план есть, однако этого не произошло.

Теперь стороны, по словам диписточников “Ъ”, обсуждают возможность проведения встречи Сергея Рябкова и Томаса Шеннона в Санкт-Петербурге во второй половине июля.

Если же эти переговоры ни к чему не приведут, Москва может объявить три десятка сотрудников посольства США персонами нон грата и наложить арест на американскую госсобственность в Москве. По словам одного из российских собеседников “Ъ”, речь пойдет в первую очередь о дипломатической даче в Серебряном бору и принадлежащем посольству США складе на Дорожной улице. Кроме того, ограничения могут быть введены в отношении Спасо-хауса (резиденции американского посла в районе Арбата) и здания Англо-американской школы в российской столице.

Источник “Ъ” в МИД РФ сказал, что для введения ответных мер «все готово, нужно только политическое решение». В то же время другой собеседник “Ъ” на Смоленской площади подчеркнул, что Москва «не хотела бы быть вынужденной вводить такие меры и понимает, что свободу действий Дональда Трампа ограничивает антироссийски настроенный Конгресс, но не может оставить столь враждебные шаги без ответа».

Накануне встречи двух президентов группа влиятельных американских сенатора выступила с призывом к главе Белого дома не возвращать России изъятую дипсобственность. Демократ Джин Шахин, а также республиканцы Марко Рубио и Джонни Айзаксон заявили, что уступки Кремлю в этом вопросе «ободрили бы президента России Владимира Путина и вызвали бы опасную эскалацию в действиях Кремля по дестабилизации демократий по всему миру». «Мы настоятельно призываем отказаться от возвращения этих объектов в ходе переговоров с Путиным»,— призвали сенаторы.

Глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев назвал этот призыв «противоправным». «Представители высшего законодательного органа власти страны, гордящейся своей приверженностью праву, открыто призывают главу государства к прямому и грубому нарушению международных норм,— написал он на своей странице в Facebook.— Нарушается и законодательство США, исключающее столь откровенное посягательство на частную собственность, которая была легально приобретена еще СССР и после переоформлена на Россию».

По мнению российского политика, «конгрессмены просто заигрались в свои войны против нового президента». «Им пора уже осознать, что делать весь мир частью внутриамериканских “разборок” вредит самим США и их интересам. Здания должны быть возвращены, и чем скорее, тем лучше. Никаких “игр”, “торгов”, “разменов”, предварительных условий на эту тему не будет и быть не может,— предупредил он.— Лучше, если коллеги в США поймут это раньше, чем это станет необратимой проблемой российско-американских отношений».

Между тем информированные источники “Ъ” в Вашингтоне дали понять: они не считают, что Москва имеет право на зеркальные меры, поскольку декабрьские санкции были ответом США «на агрессивные действия властей РФ в отношении американских дипломатов в российской столице и вмешательство российских спецслужб в американские выборы». «Введение Россией санкций в отношении США будет рассматриваться в Вашингтоне как необоснованный недружественный акт и повлечет за собой ответные меры»,— сказал один из собеседников “Ъ”.

Встреча двух президентов в пятницу не внесла ясности в вопрос, удастся ли прервать эту спираль конфронтации.

Елена Черненко, Павел Тарасенко