Безумного профессора убили, опального полководца казнили, разбушевавшуюся мать-природу усмирили — а младшему Ван Хельсингу все нет отдыха. Один последний рывок за головой главного злодея — что ж, быть посему. Но уже не потому, что хочется, а потому что надо. Для успокоения совести

Не будет спойлером сказать, что в этот раз целью номер один выступает Заключенный Семь, он же Безликий Царь — вернее, скрывающаяся за этим броским имечком мифическая сущность, прекрасно знакомая любому человеку славянских кровей. Прикидываясь верным союзником на протяжении всей второй части, в конце он подло кинул нашего Ван Хельсинга и вообще оказался корнем всех бед. И теперь юный охотник, не привыкший мириться с тем, что его водят за нос, упорно продирается сквозь толпы мерзких тварей, чтобы положить конец охватившему Борговию хаосу раз и навсегда.

Казалось бы, вот она, кульминация — герой против злодея, пора раскрывать все карты. Но если вы ждете от финала чего-то мощного, можете расслабиться. Сценарий Van Helsing III полностью, абсолютно, до степени сличения идентичен таковым в двух предыдущих частях. Серьезно, игра чуть ли не покадрово повторяет все то, что было раньше, только в других декорациях и с другими модельками действующих лиц. В определенный момент чувство дежавю становится настолько сильным, что начинаешь скучать даже по самым заезженным сюжетным штампам. Хочется, чтобы монотонное действо хоть как-то встряхнулось, хоть самую малость, — чтобы злодей внезапно вылез, прочел свой пафосный монолог и подкинул бы герою-охотнику какую-нибудь гадость, чтобы в кажущееся безопасным убежище хоть кто-нибудь вломился, чтобы… Но вместо этого разработчики предлагают вам выслушать грустную историю жизни призрачной спутницы героя, леди Катарины, которую внезапно в третьей части пробило на откровения. Даже сам Ван Хельсинг не очень понимает, с чего бы вдруг, но делать нечего — в беседах с Катариной вариантов диалога не предусмотрено, вот и приходится слушать про злобного папашу, милую сестру и бедного пони. Это сценаристы посчитали очень важным, а вот хотя бы перечитать второй раз свой сюжет на предмет элементарных логических нестыковок… зачем, и так сойдет!



Пытка поэзией — вогены из «Автостопом по галактике» гордились бы нашим тюремщиком

«А чего это ты, собственно, так раскудахтался, господин хороший?» — можете спросить вы, заметив, что в ролевых боевиках сюжет второстепенен, да и история тех же Diablo или Torchlight на Пулитцеровскую премию тоже не претендует. Но хорошая игра может компенсировать сценарную слабость чем-то другим, например увлекательным игровым процессом. Именно это отчасти спасало Van Helsing II (пусть и лишившуюся чувства новизны оригинала), но в третьей части с этим все совсем печально — недостатки крыть ей больше нечем. В каком-то совершенно непонятном творческом порыве разработчики решили всерьез перелопатить ролевую систему игры — и в итоге напрочь ее загубили. Для начала полностью изменился набор доступных классов персонажа. Ставшая уже привычной троица канула в Лету — вместо нее предлагается аж шесть новых профессий с еще более узкой специализацией. Типажи все классические: пара рукопашников, стрелок, чародей, механик — разве что Phlogistoneer, облаченный в здоровенный экзоскелет, который оборудован различными огне-, ракето- и минометами, выглядит относительно свежо. Казавшееся привлекательным в трейлерах «разнообразие» на деле обернулось целой прорвой проблем, первая из которых — невозможность перенести свой персонаж из предыдущей игры. Если вы старательно растили своего Ван Хельсинга на протяжении двух частей — что ж, очень жаль, но о нем придется забыть. Это вопиющий просчет, но с ним, в принципе, можно было бы смириться, если бы новички оказались достойной и интересной заменой ветеранам. Эх, мечты, мечты…

Увеличив количество классов, создатели нещадно посекли все остальное. Максимальный уровень снова упал до 30-го, для Катарины — до 26-го, а на то, что осталось от большого и разлапистого дерева навыков, вообще без слез не взглянешь. На каждый персонаж теперь приходится меньше десятка активных умений, из которых максимум два-три — как правило, изначальные — действительно полезны. Ауры тоже проредили, пусть и не так сильно, зато фокусы (tricks) вообще исчезли как таковые. Ни о какой вариативности прокачки в таких условиях даже речи идти не может. Хоть как-то отойти от намеченной разработчиками линии развития не возможно в принципе, и, как бы вам ни хотелось, Protector никогда не метнет свой меч во врага, а Phlogistoneer не врежет твари по роже пудовым механическим кулачищем. Парадоксально, но в триквеле леди Катарина — неигровой спутник главного героя — получается персонажем куда более ролевым, нежели сам титульный охотник, — ее-то изменения особо не коснулись, и вот из нее как раз можно лепить различные варианты.



Помимо усиления яростью, умения теперь сопровождаются и постоянными модификаторами — пользы от них немного, но куда-то же очки девать надо

Еще абсурднее такая встряска механики выглядит в свете заявлений о том, что в будущем нас ждет единая версия игры, объединяющая все три части под одной иконкой. То есть получается, что разработчики сначала заморочились и перестроили всю привычную систему, а теперь будут ломать голову, как привести ее же, уже новую, к общему знаменателю со старой. Где, простите, банальная логика в том, чтобы собственноручно делать себе же лишние проблемы? Когда, к примеру, в Eidos собирали Deus Ex: Human Revolution — Director’s Cut, там хотя бы основная игра и дополнение базировались на одних и тех же принципах и прекрасно сводились вместе, как детали конструктора. Что получится у венгров — сейчас предсказать трудно, но пока кажется, что нас ждет криво сшитый монстр Франкенштейна.

В Van Helsing III искренне пытаешься зацепиться хоть за что-то хорошее, целое, исправно работающее, но не выходит. Мини-игра по защите своего Логова от наступающих волн врагов уже откровенно надоела. На ее тему разработчики даже выпустили отдельный самостоятельный проект — Deathtrap, — казалось бы, все, тема закрыта. Но нет, нужно больше tower defense! Хорошо хоть, от этих заданий можно отказаться, свалив их на плечи доверенных капитанов. От дебютировавшей во второй части химеры и раньше пользы-то не особо много было, а теперь она окончательно превратилась в предмет интерьера. Вызывать ее на помощь в бою больше нельзя, остается только гонять зверушку на сафари за шмотками и эссенциями — но этого добра и так валится из врагов в избытке, чтобы еще наведываться за ним к питомцу. Исчезло рунное ремесло, услуги цыгана больше не актуальны ввиду сокращения ролевой модели, трофеи работают через пень-колоду… И как будто этого мало, даже после нескольких патчей игра по-прежнему работает очень нестабильно — медленно грузится, время от времени вылетает с ошибками, выкидывает фортеля с текстурами и к тому же плохо дружит с оверлеем Steam. Впрочем, это хроническая болезнь всей серии — предыдущие части до сих пор от многих технических проблем не избавились.



На секунду отвернулся — а у твари невесть откуда взялось сопротивление ко всему. Чудеса, да и только

Как говорится, начали за здравие — кончили за упокой. Самой удачной остается самая первая игра — честная одноразовая экшен-RPG с хорошим юмором, новым интересным антуражем и не отягощенная всякими посторонними излишками. Разработчикам бы и дальше придерживаться такой линии — и все было бы прекрасно. Но вместо этого они замахнулись на лавры Diablo III, добавив в игру кучу ненужного и создав иллюзию многообразия. Этим они убили то хорошее, чем поначалу привлекали невероятные приключения Ван Хельсинга, не предложив взамен ничего существенного. А в обманутых ожиданиях радости немного.

Достоинства:

приятные и порой неожиданные пасхалки;

игра хорошо подойдет тем, кто не видел предыдущих частей, — всю завязку им объяснит вступительный ролик, не придется привыкать к «усеченности» механики.

Недостатки:

слабый сценарий;

невозможность импорта персонажа из прошлой части;

чересчур упрощенная ролевая система;

дисбаланс классов — Umbralist показывает себя сильнее всех остальных;

бесполезный мультиплеер.