В течение зимних месяцев машины эксплуатируются в основном внутри городов с их напряженным трафиком. Поездки совершаются на небольшие расстояния, а большую часть времени транспортные средства отстаиваются во дворах. Рваный ритм в пробках с частыми остановками и стартами, работа на холостых оборотах, повышенные нагрузки во время холодных запусков двигателя и долгие простои оказывают негативное влияние на узлы и механизмы. Однако весной ситуация меняется. Дачники тянутся за город, и к привычным ежедневным вояжам прибавляются дальние пробеги. Это поездки на пару сотен километров в одну сторону с относительно невысокой загрузкой и затем столько же — в другую каждые выходные. Многие уверены, что эти многочасовые заезды на «дальняк», как их окрестили дальнобойщики, помогают улучшить состояние двигателя и коробки передач. Так ли это на самом деле?

Очистка мотора

Главной опасностью для двигателя является отложение нагара в камерах сгорания, в клапанах и загрязнение форсунок. Происходит это из-за некачественного топлива и неблагоприятных режимов работы. Чаще всего нагар откладывается на холостых оборотах при работе мотора без нагрузки в пробках и при последующих активных стартах, когда он мгновенно развивает максимальную мощность и момент. Наиболее заметен этот негативный эффект на моторах, уже имеющих пробег свыше 100 тысяч километров. Масло пробивается сквозь кольца поршней, оказывается в камерах сгорания и окисляется на металлических поверхностях, образуя твердую корку. В результате со временем кольца могут потерять подвижность, на стенках цилиндров появляются участки с выработкой, клапаны плохо держат давление и ускоряется износ деталей. В общем, ничего хорошего.

Бороться с закоксованностью можно двумя способами, а именно удалением налета вручную после полной разборки мотора или с помощью моющих химических средств, которые могут добавляться в топливо. Моющие присадки сейчас используются и в современных сортах бензина. Они не настолько действенны и эффективны, как специальные моющие препараты, однако при систематическом применении оказывают положительное влияние на двигатель. Если залить полный бак качественного топлива и дать мотору нагрузку на высокой скорости, то камеры сгорания и клапаны, а также форсунки начнут постепенно прочищаться. И чем дольше мотор трудится в режиме максимальной мощности, тем лучше. Естественно, достигнуть такого режима можно во время дальних поездок.

Зарядка батареи

На скорости свыше 110-120 км/ч при включенной высшей передаче мотор обычно раскручивается до 3-3,5 тысячи оборотов и выше. Это самый благоприятный диапазон не только для очистки от части отложений, но и для зарядки аккумулятора. Дело в том, что в городском рваном ритме езды батарея не успевает полностью зарядиться, и энергосистема работает на пределе возможностей. Загружается генератор, растет потребление топлива. Дальний пробег со средними оборотами помогает справиться с этой напастью. На крейсерской скорости двигатель очень хорошо нагружает генератор и позволяет быстро восполнить недостаток заряда. Обычно пяти часов непрерывного движения достаточно, чтобы зарядить аккумулятор более чем на две трети.

Улучшается циркуляция масла

Пробег на дальние расстояния помогает лучшей циркуляции смазывающей жидкости. Дело в том, что масляные насосы двигателя и автоматической коробки тоже зависят от оборотов мотора. Чем быстрее вращается коленвал, тем эффективнее обеспечивается работа насоса, отводится избыточное тепло из локальных участков перегрева и обеспечивается качественная смазка трущихся поверхностей. Естественно, на оборотах холостого хода при длительном нахождении в дорожных заторах такой эффективности достигнуть нельзя.

Высокие обороты мотора полезны и для вакуумного насоса, помогающего облегчить работу тормозов. При длительном движении на оборотах мотора в диапазоне 3-4 тысячи узлы и агрегаты автомобиля работают в штатных режимах. Поэтому чем чаще машина ездит по междугородней трассе, тем лучше для ее технических узлов.