Убийственные гаджеты

Когда водитель отвлекается на телефон, последствия могут быть разными. Хорошо, если дело ограничится лёгкой аварией в пробке, а не вылетом на встречную полосу или сбитым пешеходом.

В России запрет на пользование телефоном за рулём без использования hands free был введён ещё в 2001 году, сегодня за это существует штраф — 1,5 тыс. руб.

В 2019 г. Госавтоинспекция на своём официальном сайте провела соцопрос (в нём участвовали 40 тыс. респондентов), который показал, что более 50% считают опасным использование любых гаджетов за рулём. 7,7% опрошенных уверены, что нужно усилить ответственность за этот вид нарушений, и только 5,89% признались, что сами допускают такой вид нарушений. Хотя, по официальным данным, количество ежегодно фиксируемых нарушений измеряется десятками тысяч и продолжает расти. Если в 2018 г. по статье 12.36.1 КоАП «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства» было возбуждено 81,5 тыс. дел, то в 2019-м — уже 84,8 тыс. Запрет на использование любых гаджетов в руках водителей уже стал обсуждаться на международном уровне.

«Многие водители просто не понимают опасностей от использования телефона за рулём. Опасен сам по себе разговор, независимо от того, пользуется ли водитель hands free или нет или разговаривает пассажир на соседнем кресле, — утверждает старший преподаватель кафедры „Организация и безопасность движения“ МАДИ Максим Гаврилюк. — В психологии человека заложено, что ответ на звонок телефона является приоритетно наиболее важным событием, что влечёт за собой отвлечение внимания от дороги». А доцент кафедры психологии управления Московского государственного психолого-педагогического университета Татьяна Кочетова настаивает, что звонок, связанный с личной информацией или информацией, имеющей отношение к близким, вообще может спровоцировать сильную эмоциональную реакцию или стресс водителя: «В этот момент внимание фактически перераспределяется с дорожной ситуации на услышанное, энергия тратится на переработку поступившей информации, в итоге дорожная обстановка контролируется гораздо хуже». Примерно так же, по её словам, работает и реклама на билбордах, когда водитель отвлекается не столько на яркие рекламные трюки, сколько на задевающее его содержание.

Сними капюшон

Пока универсального технического способа контроля за использующими телефоны во время вождения водителями нет. В России очень осторожно говорят о том, что, возможно, удастся соединить комплекс автоматической фотовидеофиксации и связанный с ним «софт» (нейросеть), чтобы по фото определить факт использования телефона за рулём.

Кстати, использование гаджетов на дороге — грех не только водителей, но и пешеходов. «Госавтоинспекция обращает внимание как водителей, так и пешеходов, что использование смартфонов в процессе участия в дорожном движении не может быть безопасным. Единственным приемлемым вариантом общения по мобильному телефону для водителя является только разговор в статичном состоянии, например в автомобиле, припаркованном на обочине, а для пешехода — вне зоны проезжей части», — говорит заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин.

Для пешеходов тоже готовят технический контроль. Речь идёт о разработке приложения, которое будет оповещать пешеходов со смартфонами или в наушниках о приближении автомобиля. Автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что проблема актуальна для многих стран. «Я пока с трудом представляю, как это будет действовать на практике. Прогресс происходит так быстро, что вполне возможно, что штука заработает. Большое количество ДТП действительно случается именно с участием этих людей, которые идут по улице, слушая музыку, проверяя почту. Они не смотрят по сторонам», — объясняет он.

Эксперты сегодня без труда перечисляют факторы, отвлекающие внимание пешехода: разговоры по телефону, переписка в мессенджерах, музыка в наушниках, еда на ходу, попытка что-то отыскать в сумке и даже взгляд, брошенный на часы, могут привести к печальным последствиям. Резко ограничить обзор дороги для пешеходов могут зонтики, капюшоны, воротники. Сотрудники ГИБДД не устают повторять: снимите капюшон, вытащите наушники, сосредоточьтесь на дороге и, перед тем как перейти проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора, убедитесь в своей безопасности. Татьяна Кочетова уверена, что один из важных путей решения проблемы отвлечения внимания на дороге как водителей, так и пешеходов — изменение поведенческих установок. Именно для таких целей в зарубежной практике психологи проводят специальные курсы. «Продуманная работа может способствовать изменению установки в пользу безопасного поведения на дороге», — говорит она. Это поможет сохранить жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.