Прошлый год оказался богат на яркие метроидвании: Ender Lilies, Grime, даже Metroid Dread. После такого буйства жанр, кажется, ушёл на передышку. Хотя небольшие занимательные инди (Infernax или Haiku, the Robot) периодически выходят, Ghost Song — пожалуй, первое большое событие за 2022 год в этой нише

Жанр Приключения, платформер

Издатель Humble Games

Издатель в России Отсутствует

Разработчик Old Moon

Минимальные требования Процессор Intel Core i3-2100 3,1 ГГц / AMD FX-4350 4,2 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 550 Ti / AMD Radeon HD 5770, 5 Гбайт на жёстком диске, аккаунт в Steam

Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-2600 3,4 ГГц / AMD FX-8350 4,0 ГГц, 6 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 750 / AMD Radeon R7 360

Дата выхода 27 октября 2022

Возрастной ценз От 17 лет

Локализация Текст

Платформы PC, Xbox One, Xbox Series X|S, PlayStation 4, PlayStation 5, Switch

Играли на PC

Ghost Song — настоящий долгострой. Kickstater-кампания проекта прошла ещё летом 2013 года, и к тому времени её главный разработчик Мэтт Уайт (Matt White) уже пару лет как создавал метроидванию мечты на Flash. На протяжении следующих восьми лет проект пару раз сменил движок, подверглись переработке многие ключевые задумки, а 16-битный стиль уступил место текстурам высокого разрешения. Если сравнить первые ролики с итоговой версией, разница кажется колоссальной. Изучая эволюцию Ghost Song, отчасти даже начинаешь жалеть, что оригинальное видение осталось лишь в голове автора.

Отголоски душ

Мертвоскафандр приходит в себя у остова космического корабля. Её окружает причудливая природа: скрюченные деревья, светящиеся цветы, безразличные ко всему букашки, тёмное светило в лиловом небе. Лориан V с первых кадров погружает в мир по-настоящему инопланетный. Как и главный источник вдохновения для Ghost Song — Metroid.

Игрок, как и главная героиня, не знает об окружающем мире ровным счётом ничего. Мы даже не знаем, есть ли вообще под ветхим скафандром живое создание. На этот и множество других вопросов нам и предстоит искать ответы. Изучение — сама суть жанра. Поэтому так важно увлечь игрока с первых секунд, втянуть в происходящее, заинтриговать вопросом: «насколько глубока эта рослокова нора?»

Ghost Song удаётся совмещать загадочность и внятный рассказ. Мы хотя бы в общих чертах узнаем историю луны Лориан V и падения цивилизации в результате вторжения жукообразных рослоков. Встретим её обитателей и, возможно, приоткроем завесу тайны над личностью под шлемом протагонистки. Если вы будете достаточно внимательны. Хотя куда интереснее вышли истории персонажей, с которыми столкнется Блу — так прозовут нашу героиню немногие дружелюбные создания.

Ещё одним очевидным источником вдохновения стала Dark Souls. Нет, страдать здесь не придётся. Дело, скорее, в общей атмосфере меланхоличной загадочности и сюжетных линиях второстепенных персонажей. Вместо журнала заданий — философия Миядзаки в вопросе повествования: чужие истории развиваются параллельно с вашей. Можете участвовать в них или игнорировать — так или иначе они достигнут конечной точки. Здесь даже есть своя версия Сигмайера из Катарины.

Жаль, что часть изначальных задумок оказалась слишком амбициозна и попала под нож. В первую очередь тема призраков сильно ужалась к релизу. Одной из центральных идей были духи, отделённые от физических оболочек, которые оказались заражены инопланетным паразитом. Предполагалось, что героине придётся решать: упокоить духа, уничтожив его тело, или оставить сознание витать в атмосфере Лориан V. Бесплотные создания остались одной из нитей в сюжете, но вынесены на дальний план.

Изначально мрачный, враждебный мир в итоге стал скорее меланхоличным. С другой стороны, визуальный стиль перестал быть сплошным оммажем Super Metroid. Инопланетные пейзажи чаруют, местами тревожат, а кое-где откровенно пугают (но исключительно в хорошем смысле). Любоваться не надоедает и десяток часов спустя. Мэтт, безусловно, одарённый художник, наделил Ghost Song собственным лицом.

Полоса знакомых препятствий

А вот с точки зрения игрового процесса Ghost Song — это компиляция знакомых механик и троп жанра. Хотя парочка занятных нововведений в рукаве Old Moon припасена. В первые полчаса Блу мало на что способна: неспешно бегает, еле прыгает и орудует хиленьким бластером. На поверхности планеты опасностей почти нет. Но чем глубже спускаешься в недра Лориан V, тем более смертоносные враги встречаются на пути. К счастью, и арсенал со временем расширяется.

По канонам жанра, героиня обучится рывкам в стороны, быстрому бегу, двойным и даже тройным прыжкам. Новые способности позволяют заглянуть в ранее неизведанные уголки. Построение мира достойно отдельной похвалы — его действительно интересно исследовать, находить очередные секреты и тайные тропы. Жаль только, что размеры весьма скромны: сеть запутанных подземных тоннелей осталась «на полу в монтажной».

По мере прохождения открываются короткие пути между разными частями луны. Локации умело закольцованы, и даже скромные возможности телепортации (всего в игре лишь шесть точек для быстрого перемещения) вовсе не огорчают. Наоборот, на уже изученных уровнях нет-нет да и натыкаешься на новый маршрут к точке назначения, а по пути встречаешь какого-нибудь персонажа, и одна из пятерки историй (как минимум из тех, что лежат на поверхности) получает развитие. Да и в целом окружение видоизменяется по мере прохождения: то на старой дороге появится новый враг, то погода преподнесёт сюрприз.

Враги после сохранения воскресают, поэтому всегда есть на ком испробовать новые апгрейды. По миру разбросано порядка двух десятков альтернативных режимов стрельбы для бластера, разное оружие ближнего боя и куча модулей с пассивными бонусами. Единственное ограничение для задействования улучшений — максимальный уровень героини. С прокачкой одной из трёх характеристик на единичку увеличивается и максимальный запас энергии, которая тратится на активацию модулей.

С оружием интересно экспериментировать. Бластер зафиксирован как основная пушка, а вот альтернативные можно назначить на любой вкус. Здесь есть как банальные плазма или ракеты, так и более оригинальная возможность «стрелять» дружественными сгустками слизи. Стрельба со временем разогревает ствол, и чем он горячее, тем больше урона вы нанесете в ближнем бою, что даёт повод сократить дистанцию и врезать монстру по голове раскалённой дубинкой.

Ghost Song умело держит ритм: постоянно подкидывает новые примочки или двигает вперёд одну из нитей повествования. Но слишком уж она скоротечна. Даже если заглянете под каждый камень, не пройдет и десяти часов, как по экрану поползут финальные титры. Не покидает ощущение недосказанности. Об этом мире, его обитателях и истории хочется узнать больше.

* * *

Ghost Song — маленькая, но уютная представительница жанра. Хотя она не перевернёт его устои, как Hollow Knight (сбор средств на которую, кстати, сам Мэтт и продвигал), но несколько занимательных вечеров точно подарит. Всем поклонникам метроидваний в целом и Metroid в частности мимо проходить нельзя.

Достоинства:

затягивающая атмосфера инопланетного мира;

потрясающие пейзажи;

игра постоянно предлагает что-нибудь новое.

Недостатки:

задел намного больше получившейся игры — ей явно тесно в форме, которую обрёл релиз.

Графика

Завораживающая, буквально дышащая инопланетной жизнью картинка. И всё это — результат усердной работы лишь одного человека.

Звук

Меланхоличный эмбиент и намеренно отстранённое озвучение персонажей усиливают общую атмосферу загадочности.

Одиночная игра

Классическая метроидвания с упором на исследование и поиск новых способностей.

Оценочное время прохождения

Десяти часов хватит, чтобы раскрыть все секреты луны.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Ghost Song — подарок всем поклонникам жанра. При всех аллюзиях на источники вдохновения игра не теряет своего лица.

Оценка: 8,0/10