Вы знаете, что такое «ментальные кошельки»? А это очень важная вещь

Настолько важная, что экономист Ричард Талер получил за их открытие Нобелевскую премию.

Что такое «ментальные кошельки»

Суть идеи «ментальных кошельков» или «ментальной бухгалтерии» (mental accounting) в том, что человек мысленно распределяет деньги, которые у него есть, по разным воображаемым кошелькам – в зависимости от того, как он эти деньги заработал или же от того, как он их собирается потратить.

И после этого человек совсем по-разному тратит деньги из разных воображаемых кошельков, каждый такой «кошелёк» живёт по своим правилам.

Наверное, самый яркий пример – это люди, которые держат сбережения на банковском депозите с доходностью 3% годовых, и при этом берут кредит под 13% годовых на какие-то текущие траты.

Глупость? Но так работает мозг – он рассматривает сбережения и кредиты как разные «ментальные кошельки», не имеющие отношения друг к другу.

Примеры из книги Талера

Вот другие примеры, которые приводит сам Талер:

Ради скидки в $5 при покупке калькулятора за $15, многие согласятся пройти километр. Но те же самые люди не готовы на это при покупке куртки за $125 – потому что воображаемые кошельки «на мелкие покупки» и «на крупные покупки» подчиняются разным правилам.

Если человек купил билет в кино за $10, но потерял его – 54% уже не купят новый билет, потому что в воображаемом кошельке «на кино» деньги закончились. Но если возле кассы кинотеатра человек обнаружит, что потерял банкноту в $10, лишь 12% откажутся от покупки – потому что потерянные деньги ушли не из этого «ментального кошелька», а значит, в нём по-прежнему «есть» деньги на билет.

Банкноту, которую человек нашёл на улице и положил в карман брюк, он легко тратит на «несерьёзные» и «бесполезные» вещи – но не готов потратить на них же такую же банкноту, лежащую в кармане пиджака, потому что её он заработал тяжёлым трудом.

Примеры от Левитаса

А вот примеры от меня:

Человек может легко оставить $5-10 сверх счёта в ресторане – и через минуту ожесточённо торговаться с таксистом, чтобы тот скинул меньше $1 с цены поездки.

Зимой 2014 года российские туристы легко тратили за границей доллары, купленные летом по 35 рублей, но придерживали доллары, купленные осенью по 65 рублей.

А предприниматель, который, не задумываясь, потратит 580 рублей на кофе с десертом в «Шоколаднице», может месяц или два размышлять, стоит ли купить за 517 рублей мою книгу, которая будет приносить ему пользу годами.

Зачем Вам это знать?

Вы можете спросить, почему это важно и зачем Вам вообще об этом знать?

Во-первых, знание этого механизма позволяет Вам понять, в каком «ментальном кошельке» клиенты держат деньги для оплаты Ваших товаров или услуг, «полон» у них сейчас этот кошелёк или «пуст» – и каким правилам он подчиняется.

И, во-вторых, понимание механизма позволяет иной раз убедить клиента мысленно «переложить» деньги из одного воображаемого «кошелька» в другой, из которого клиенту легче их «извлечь», чтобы заплатить Вам.

А где сталкивались с «ментальными кошельками» вы, леди и джентльмены?