Ученые из Университета штата Пенсильвания и Калифорнийского университета в Санта-Барбаре выяснили, что просмотр забавных картинок помогает людям справиться со стрессом, вызванным пандемией COVID-19.

Доктор философских наук, профессор Университета штата Пенсильвания Джессика Галл Мирик вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре провела исследование, которое показало, что просмотр забавных картинок, посвященных пандемии COVID-19, позволяет людям проще относиться к происходящему и лучше переносить стрессовую ситуацию. «По мере того как пандемия затягивалась, мне становилось все интереснее, как люди используют социальные сети и, в частности, мемы, чтобы думать о пандемии»,— пояснила она.

Исследование, опубликованное в научном журнале Psychology of Popular Media, проводилось в декабре 2020 года. В нем приняли участие около 750 человек. Авторы исследования сначала собрали сотни популярных мемов и классифицировали их по трем показателям:

изображен ли на картинке человек или животное;

был ли человек или животное молодым или старым (дети и детеныши обычно вызывают большую симпатию);

была ли подпись посвящена COVID-19 или нет.

Большинство мемов были оставлены без изменений, но к части из них ученые придумали собственные подписи, связанные с COVID-19.

Группа участников посмотрела и оценила юмористичность и привлекательность каждого мема, и на основании их реакции ученые отобрали для своего эксперимента только те мемы, которые были признаны одинаково забавными и милыми. Кроме того, исследователи еще до начала эксперимента измерили, как часто за последний месяц участники опроса нервничали или испытывали стресс.

Во время контрольной проверки участникам эксперимента показывались три изображения и просто текст. При этом одной части людей были показаны мемы, посвященные COVID-19, а другой части — изображения, которые никак не связаны с пандемией.

После этого ученые попросили участников эксперимента оценить их уровень беспокойства или, напротив, положительных эмоций. В результате опроса выяснилось, что люди, которые просматривали мемы с подписями, относящимися к теме COVID-19, испытывали наименьший уровень стресса по поводу пандемии.

Кроме того, исследователи обнаружили, что люди, которые просматривали мемы, связанные с COVID, стали задумываться о просмотренном ими контенте и стали более уверенными в том, что они смогут справиться с пандемией.

Исключением стали мемы с детьми и детенышами животных: они оказались настолько милыми и смешными, что людям было уже все равно, связано изображение с пандемией или нет: в большинстве случаев после просмотра изображения они просто не задумывались о пандемии.

«В то время как Всемирная организация здравоохранения рекомендовала людям избегать просмотра слишком большого количества контента, связанного с COVID-19, в интересах их же психического здоровья, наше исследование показывает, что мемы о COVID-19 могут помочь людям чувствовать себя более уверенными в своей способности справиться с пандемией»,— заявила Джессика Галл Мирик.

«Сторонники здорового образа жизни или государственные учреждения могут извлечь выгоду из этого, используя мемы в качестве дешевого и легкодоступного способа информирования общественности о стрессовых событиях…— считает доктор Мирик.— Положительные эмоции, связанные с этим типом контента, могут позволить людям чувствовать себя психологически безопаснее и, следовательно, лучше воспринимать сообщения, связанные с угрозами здоровью».

Кирилл Сарханянц