Книга «Павел Абросимов: Major art reflections» недавно вышла в азербайджанском издательстве Gabala Image Press и посвящена жизни и творчеству знаменитого художника и архитектора Павла Абросимова.

Книгу в России приобрести пока нельзя, но мы ознакомились с ее содержанием. Автор-составитель, историк Ильяс Низерли представляет не только биографию архитектора, но и свой взгляд на сталинскую эпоху, а точнее, ее архитектуру.

В середине двадцатого века в России происходили очень важные и интересные события в области строительства, проектирования и архитектуры. Это время нельзя назвать иначе, чем эволюционным скачком архитектурной мысли в России. Весь этот период автор описал через призму того, как творил в те времена Павел Абросимов.

Павел Абросимов – известный советский архитектор, принимал участие в проектировании Главного здания МГУ, Дворца Советов СССР, Театра Вахтангова на Арбате и многих других проектах.

Эта книга неспроста вышла в Азербайджане. Дело в том, что, когда Павел Абросимов был еще ребенком, его семья переехала в Баку, где он получил образование и, собственно, начал свой творческий путь архитектора.  

Историк Ильяс Низерли, автор «Павел Абросимов: Major Art Reflections» убедительно доказывает, что архитектура – это не просто проектирование и строительство определенного здания (не важно, общественного или жилого), а прежде всего, искусство, передающее дух времени. Причем это искусство носит не только прагматический, но и эстетический, и даже идеологический характер, особенно во времена, когда жил Павел Абросимов.

Книга описывает тесное сплетение разных стилей градостроительства с жизненным укладом и волей людей, живущих в ту эпоху. Таким образом, в зависимости от архитектурного оформления, мы без всяких слов можем даже сегодня понять, что именно за люди тогда жили, что ценили, что хотели, чего им не хватало и так далее. С этой точки зрения «Major art reflections» легко сравнить с историческим опусом, с призмой, сквозь которую видно особенно четко то непростое для страны и людей время.

Павел Абросимов жил и творил в сталинскую эпоху, когда царила архитектурная смелость и проектировались действительно грандиозные объекты общественного значения, среди которых комплекс так называемых «сталинских высоток» - МГУ, МИД, гостиница Украина и др., ВДНХ, циклопический Дворец Советов, первая линия Проспекта Мира, Парк Горького  - которые и сегодня являются настоящими символами величия и мощи Советского Союза.

Однако не стоит и забывать, что обычные люди тех лет жили в атмосфере минималистического быта, жили на маленьких жилплощадях, что также отражало суть той эпохи, но только уже с точки зрения рядового, «маленького» человека. Павел Абросимов на заре своего становления принимал участие в разработке и таких проектов.

Книга Павел Абросимов: Major art reflections не только рассматривает детально творческий путь архитектора, но и проводит параллели между идеологией и жизнью простых граждан той эпохи на примере архитектурных сооружений разных типов. Низерли строит свои рассуждения на противопоставлении «большого» идеологического и «малого» бытового в архитектуре того времени.

Павел Абросимов: Major art reflections – это больше, чем рассказ о конкретном человеке или эпохе, это голос прошлого, который побуждает дополнительный интерес к советской архитектуре, в том числе за рубежом. Хотелось бы особо отметить иллюстрации «Major art reflections». На самом деле многие из этих изображений ранее вовсе не публиковались, так что ценителям данного жанра точно будет интересно посмотреть.

Книга имеет ограниченный тираж – всего 1000 экземпляров – и пока что недоступна для покупки в России, но издатель обещает представить ее в Москве уже в декабре этого года.  Книга может ознаменовать возрождение интереса к советским архитекторам, переосмысление их творчества и вклада в мировую архитектуру.