Легендарному британскому актеру Тимоти Далтону исполнилось 75 лет. В нашей стране он прославился в 1980-х- гг, когда по ТВ прошел сериал «Джейн Эйр». Герой Далтона — мистер Эдвард Рочестер — пронзил сердца советских поклонниц. Над 11-й, заключительной серией рыдала вся женская часть страны. Мистер Рочестер, ослепший после пожара и всеми покинутый, наконец обретает любовь — к нему возвращается Джейн Эйр. А вместе с ней — и зрение. После всех выпавших на долю пары испытаний они могут быть вместе.

Информации о загадочном красавце, исполнившем роль Рочестера, на русском языке практически не было. Поклонницы собирали ее по крупинкам. Оказалось, что характер Рочестера был близок характеру самого артиста. В перерывах между съемками Далтон предпочитал затворничество. Тратил время на рыбалку и любимые книги, слушал джаз и оперу. Окружал себя старинными вещами, собирая предметы антиквариата. А единственного сына ему родила наша соотечественица, которая в 80-х гг., будучи ещё школьницей, с замиранием сердца следила за перипетиями сюжета той самой «Джейн Эйр».

Начал карьеру, играя королей

С юности Далтону удивительно шли костюмы прошлых эпох. Он смотрелся в них органично. И режиссеры часто использовали этот его дар. Его карьера в кино началась с роли королевского отпрыска в фильме «Лев зимой» (1968 г.) Начинающий актер в возрасте 21 года оказался на одной съемочной площадке с корифеями — Питером О’Тулом, Энтони Хопкинсоном и Кетрин Хэпберн.

Последняя считается главной женской звездой Голливуда 20 века, она четырежды удостаиваясь премии «Оскар». Для молодого Далтона съемки в картине стали школой мастерства. Он признавался, что не спускал со старших коллег глаз. Пытался замечать каждую мелочь. После этого исторического фильма на Далтона обратили внимание режиссеры. А он окончательно выбрал для себя актерскую стезю, о которой в школьные годы, как это ни странно, не помышлял.

Тимоти Далтон в в фильме «Лев зимой».

Далтон обучался в школе авиакадетов, состоял в рядах добровольцев в британской военной организации для молодежи Air Training Corps. Имел все шансы в будущем стать военным летчиком. С военной службой был связан и его отец, который во время Второй мировой войны был капитаном секретной разведывательной. Правда, в мирной жизни отец Далтона занялся рекламным бизнесом. Это позволяло содержать большую семью, где кроме Тимоти росли еще четверо братьев и сестер. Мать будущего актера была американкой ирландско-итальянского происхождения.

Самолеты занимали воображение юного Далтона ровно до тех пор, пока он не попал в театр на постановку «Макбет». Тимоти было 15 лет. Он настолько проникся атмосферой кулис, что с тех пор использовал любую возможность попасть в театр. И не только в зрительный зал. Юноша решил попробовать себя на сцене.

Забросил университет ради съемок

Впрочем, по окончании школы у Далтона еще оставались сомнения, какую профессию выбрать. Родители советовали получить образование, с которым всегда заработаешь на «хлеб с маслом». Профессия артиста, по их мнению, не то что масла — даже хлеба не гарантировала. Тимоти хорошо давалась химия, поэтому он мог выбирать между биохимическим факультетом и Королевскими ВВС, куда ему была прямая дорога. Однако он проявил юношеский максимализм и пошел по третьему пути — за своей мечтой. В 18 лет Далтон поступил в Королевскую академию драматического искусства, но диплом не получил. Будучи студентом, он начал играть в Бирмингемском репертуарном театре, тогда же снялся в фильме «Лев зимой». Забросив учебу, начинающий актер сделал выбор в пользу спектаклей и съемок. Его часто приглашали в костюмные исторические фильмы. Короли, принцы, в крайнем случае, лорды — именно таких персонажей предлагали высокому и статному актеру с аристократическим лицом.

Его уже хорошо знали режиссеры и продюсеры. Но зрительской славы не было. Ее принесла «Джейн Эйр» — телевизионный сериал, сделавший Далтона «звездой», которую начали узнавать не только на улицах родной Англии.

Четвертый Джеймс Бонд

Через пару лет после «Джейн Эйр» актер «выстрелил» теперь уже в роли Джеймса Бонда — сначала в фильме «Искры из глаз», затем «Лицензия на убийство». Далтон стал четвертым по счету актером, исполнившим роль Бонда. Известно, что среди исполнителей роли агента 007 идет негласная борьба за звание лучшего Бонда всех времен и народов. Далтон в этот спор никогда не вступал, не перетягивал одеяло на себя и с удовольствием отдавал лавры лучшего Бонда Шонну О Коннери. После участия в Бондиане Далтон с улыбкой вспоминал, что в какой бы он бар ни зашел, его пытались там угостить фирменными напитками, которые употреблял его герой в картине. Но он обычно отказывался, говоря, что это вгонит его в сон.

Одинокий волк

И поклонниц, и журналистов всегда интересовала личная жизнь известного актера. Официально Далтон по сей день холостяк — он ни разу не был женат. За ним закрепился образ «одинокого волка», не способного пожертвовать свободой ради любимой женщины. Но если «единственной и неповторимой» в его жизни пока места нет, то для единственного сына место в сердце Далтона нашлось, да ещё какое. Сыном Александром он гордится и, как уверяет всех, счастлив быть отцом.

Матерью его единственного ребенка стала наша соотечественница, уроженка города Саранска Оксана Григорьева. Когда Далтон встретил Оксану, она уже перебралась на жительство в Великобританию благодаря бывшему мужу. С английским художником Оксана прожила в браке несколько лет. После развода она осталась в Англии, работала переводчиком. В 1995 году на одном из кинофестивалей девушка познакомилась с Далтоном. Ему было 49, ей — 27. В 1997 году у них родился Александр. Почти 10 лет пара жила под одной крышей, не состоя в официальном браке. Расстались они в 2007 году.

По признанию друзей Далтона, которые просочились в прессу, актер испытывал к Оксане сильные чувства, буквально носил ее на руках. И после расставания повел себя как джентельмен, никогда не комментировал причину, обходясь общими дипломатичными словами: «Всякое случается». В прессе писали об измене Оксаны с неким шведским миллионером. После разрыва с Далтоном Григорьева переехала в Америку, где у нее случился роман с Мэлом Гибсоном, от которого она родила дочь. С Гибсоном у Оксаны расставание было не в пример громче, нежели с английским актером. Григорьева обвинила Гибсона в домашнем насилии, после чего последовал громкий судебный процесс.

Лучший отдых — когда молчит телефон

Переезд из Англии в Америку не помешал Александру проводить много времени с отцом. Далтон полностью взял на себя обеспечение единственного сына. В интервью он всегда подчеркивает, что благодарен Оксане за сына, которому в этом году исполнится 24 года. Молодой человек живет в Лос-Анжелесе и часто навещает отца в Англии.

А Далтон в перерывах между съемками ведет скрытный образ жизни. У него нет страниц в соцсетях. Знаменитый актер признается, что лучший отдых для него — телефон, который молчит сутки и больше. Правда, такое происходит, если актер его отключает. И он частенько так поступает. Для большинства поклонниц на постсоветском пространстве Далтон так и остался загадочным и притягательным Эдвардом Рочестером, который, имея возможность выбрать в жены первых красавиц Англии, связал себя со скромной, полной достоинства сиротой Джейн Эйр. Да и сам Далтон признает, что роль Рочестера в его обширной фильмографии была одной из лучших. И уж точно — самой любимой.

Эволюция Джеймса Бонда. Что пил и кого любил агент 007

А в России с момента выхода сериала (прошло 38 лет) подросло уже новое поколение зрителей, которые оставляют исключительно восхищенные отзывы: «Игра актеров — выше всяких похвал. Тимоти Далтон здесь просто великолепен, и не так важно, что он значительно красивее героя книги, для меня он именно тот Эдвард Рочестер, которого я запечатлела в своей памяти после просмотра фильма. Он настолько точно передает эмоции и переживания своего героя, что кажется, будто он сошел со страниц романа и идеально понял и принял своего героя».

И актер вовсе не обижается на поклонниц, которые после его фамилии добавляют: «Тот самый, из Джейн Эйр». Для мужчин он Бонд, Джемс Бонд. А ценители тонкого искусства превозносят его первую роль в фильме «Лев зимой», называя саму картину не иначе как шедевром, который помогает понять английский характер. Далтон многолик. Выходя из затворничества он продолжает сниматься. И еще вполне может удивить своих поклонников.