Завершился 74-й Венецианский кинофестиваль, триумфатором которого стал Гильермо дель Торо с фильмом «Форма воды». Об этом и других победителях фестиваля, определенных жюри во главе с актрисой Аннет Беннинг.

«Форма воды»

«Золотой лев»

Главный приз фестиваля жюри во главе с Аннет Беннинг неожиданно выдало новой картине Гильермо дель Торо — одного из главных визионеров современного кино. Тем паче, что фильмы режиссера зачастую грешат проблемами в области постановки, но в визуальном смысле здесь все почти всегда безупречно. По всей видимости, жюри было совершенно покорено новой интерпретацией сюжета о человеке-амфибии, который в данном случае крутит роман с немой уборщицей на американской военной базе времен Холодной войны. Вернее, не так.

Роман затевает сама героиня по имени Элайза, которая похищает жертву экспериментов прямо из-под контроля холодного садиста, сыгранного Майклом Шенноном.

Любопытная деталь — у одного из слуг советских спецслужб в фильме фамилия Михалков. Совпадение? Узнаем, если режиссер соизволит пообщаться с российской прессой. Звезда другого конкурсного фильма — «мамы!» Даррена Аронофски — Дженнифер Лоуренс общаться с нашими соотечественниками отказалась.

«Фокстрот»

Гран-при жюри

Восемь лет назад израильтянин Шмуэль Маоз уже участвовал в венецианском конкуре и уехал с «Золотым львом» за фильм «Ливан». Новую картину режиссера пришлось ждать долго, но она вполне оправдала ожидания. Это самобытная и парадоксальная трагикомедия о родителях, оплакивающих погибшего сына-солдата, которая, как ни странно, не имеет ничего общего со спекуляциями на почве арабо-израильского конфликта.

«Милая страна»

Специальный приз жюри

Уорвик Торнтон — опытный режиссер документалист, который энергично дебютировал почти двадцать лет назад. В 1998-м году его дебютная картина «Марлуки Вирлиний — охотник на кенгуру» получила «Золотую камеру» за лучший дебют в Каннах. С тех пор Торнтон снял множество картин, в основном концентрируясь на проблематике выживания австралийских аборигенов. Его новый фильм посвящен той же теме и был по достоинству оценен в Венеции. Интересно, что конкурсная картина известного художника Ай Вэй Вэя «Человеческий поток», рассказывающая о проблеме беженцев в Европе, как ни удивительно, ажиотажа у жюри так и не вызвала.

Ксавье Легран — «Опекунство»

Серебряный лев за лучшую режиссуру

Фильм бывшего актера Леграна не фигурировал ни в одном списке фаворитов — так бывает, мнение жюри от критики не зависит. «Опекунство» рассказывает о подростке, который мается из-за конфликтов разведенных родителей. Драматургическим детонатором становится отец, который в процессе выяснения отношений способен не только на громкие высказывание, но и на вооруженные угрозы.

Шарлотта Рэмплинг — «Ханна»

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль

«Ханна» режиссера Андреа Паллаоро решена в жанре бенефиса — тем более беспроигрышного, что главную роль в нем сыграла великая Шарлотта Ремплинг. Критики отмечают бесстрашие актрисы, которая, несмотря на возраст, не стесняется появляться на экране обнаженной. Тем более, что это совершенно оправданно — фильм рассказывает историю женщины, которая последовательно разрывает все свои отношения с миром.

Камел Эль Баша — «Оскорбление»

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль

Ливанская картина, как и «Фокстрот», эксплуатирует тему ближневосточного конфликта. Фильм рассказывает почти анекдотическую историю ссоры христианина и палестинца, разрастающуюся в итоге до масштабов международного прецедента. Гоголевский сюжет пришелся жюри по вкусу.

Мартин МакДона — «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»

Золотые Озеллы за лучший сценарий

Новый фильм автора «Залечь на дно в Брюгге» стал фаворитом критиков, но главного приза все же миновал — видимо, жюри предпочло не отдавать ключевую награду настолько американской картине. Сюжет фильма рассказывает историю героини Фрэнсис Макдорманд, которая пытается добиться справедливости по поводу дела о гибели своей дочери. Делает она это при помощи попавших в заглавие картины рекламных щитов, а оппонентами в этом непростом деле выступают персонажи Вуди Харрельсона и Сэма Роквелла. Они играют полицейских, пытающихся замять расследование преступления.

Чарли Пламмер — «Положитесь на Пита»

Награда имени Марчелло Масстрояни

Фильм режиссера Эндрю Хэя рассказывает историю юноши, решающегося отправиться на поиски давно пропавшей тети и рассчитывающего, что с обретением родственницы он обретет душевный покой. Исполнитель главной роли удостоился престижного приза для лучшего молодого актера. Питом в фильме, кстати, зовут не героя, а его коня.