Теперь вы легко угадаете фильм Ксавье Долана, выражаясь языком культовой телепередачи «Угадай мелодию», с трех нот

Долан дебютировал как режиссер полного метра всего лишь в 20 лет — в 2009 году, — быстро попал на Каннский кинофестиваль и получил ярлык «продиджи», юного гения. Спустя десять лет кинокритики растеряли почти весь энтузиазм по поводу фильмов Долана из-за постоянных самоповторов режиссера, но преданные поклонники-зрители зачастую готовы идти смотреть нового Долана как раз из-за этих констант — постоянных тем, мотивов и приемов. В России 2019-й год вполне можно объявить годом Ксавье Долана, поэтому ELLE рассказывает, без чего не может обойтись фильм режиссера — за что его так критикуют и одновременно любят.



«Ничего хорошего в отеле Эль Рояль»

АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ

Все фильмы Ксавье Долана в той или иной степени основаны на его личном опыте, и многие повторяющиеся сюжеты и темы его картин имеют корни в биографии самого режиссера, ведь Долан пишет все сценарии сам. В этом есть понятное преимущество: в кино считается важным, чтобы режиссер базировал свою работу на личном опыте, потому что так наиболее вероятно, что он создаст что-то достоверное, продуманное, тонкое и, с точки зрения широкой аудитории, свежее и новаторское. В случае с Доланом использование личного опыта становится и недостатком: за десять лет режиссерского опыта он остался очень ограничен по части кругозора, сильно замкнувшись на себе и своей истории, и потому его поздние фильмы все больше кажутся пластинкой, которую заело в проигрывателе.



«Стертая личность»

Если вы идете на фильм Долана, можно быть уверенным, что: главный герой будет гомосексуалом, как и сам режиссер, и одной из героинь будет мать-одиночка, как и мать Долана, расставшаяся с его отцом, когда сыну было два года. Высока вероятность, что главный герой не ладит с матерью (одиночкой) — это один из главных рефренов творчества Долана. Также стоит ожидать, что главный герой будет творческим человеком, как и сам режиссер: его персонажи занимаются рисованием, мечтают поступить в арт-школу, работают креативными копирайтерами, писателями или актерами. Долан одновременно является режиссером, сценаристом, монтажером, актером и художником по костюмам. Еще у Долана часто бывают сцены, где герой или герои напиваются или принимают наркотики и находятся под их действием, и это тоже основано на личном опыте. Как следствие всего этого, персонажи киновселенной Долана постоянно находятся на эмоциональных качелях: их быстро бросает из радости в уныние и обратно.

ЗАМЕДЛЕННАЯ СЪЕМКА



«Мученицы»

Это один из любимейших приемов Долана, и, пожалуй, можно сказать, он им даже злоупотребляет. Слоумоушен появляется часто и неизбежен именно там, где его можно ожидать: в сценах, где мать и сын бегут навстречу друг другу, герой убегает от преследования, в сценах-воспоминаниях и так далее. Эта предсказуемость со временем начинает утомлять. Понятно, что так Долан показывает, как короткое мгновение превращается в вечность и застревает в голове персонажа при определенном эмоциональном состоянии, но в кинематографе есть и другие инструменты для подобных трюков.

КРУПНЫЕ ПЛАНЫ



«Стертая личность»

Еще один любимейший прием Долана — множество крупных планов актеров и использование плана-детали. По сути это одно и то же: первое подразумевает съемки лиц или деталей лиц актеров с очень близкого расстояния, второе — съемки каких-то предметов или действий тоже с очень близкого расстояния, например, помешивание ложкой кофе или статуэтку-амура на стене. Это опробованный временем прием для передачи смысла через визуальный язык и усиления передачи эмоций, но когда его использование превращается в бесконечные кадры трясущихся рук или слезы, покатившейся из глаза, то возникает ощущение неоправданного самоповтора.

НАСИЛИЕ



«Мученицы»

Главные герои фильмов Долана часто подвергаются физическому насилию из-за сексуальной ориентации и инаковости относительно окружающих, своей необычности. Как правило, это нападение и избиение до крови. Во многом это тоже автобиографично: по статистике люди, открыто признающиеся в своей гомосексуальности, часто подвергаются физическому насилию.

ДОЖДЬ



«Ничего хорошего в отеле Эль Рояль»

Еще в 2008 году, когда Тимати и Алекса выпустили песню «Плачут небеса», у всех должно было отложиться в голове, что дождь — верный признак душевного раздрая лирического героя. Ксавье Долан вряд ли знаком с творчеством вышеобозначенных артистов, но эта связь дождя и тяжелых отрицательных эмоций с первого фильма стала постоянной составляющей его лент.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ МИЗАНСЦЕНЫ



«Чудо»

Зная, что будешь смотреть фильм Ксавье Долана, легко предугадать, что хотя бы раз за весь хронометраж увидишь персонажей картины в ванной комнате, душе или туалете — это будет не отрывок в доли секунды, а целая сцена, обязательно будут разговоры нескольких персонажей за столом во время общей трапезы, и неизбежно появится съемка машины на дороге с высоты птичьего полета или сцены, снятые изнутри машины. Очень вероятно, что также будет сцена в караоке.

РЕФЕРЕНСЫ К ПОП-КУЛЬТУРЕ



«Маттиас и Максим»

Долан напоминает подростков из социальной платформы Tumblr, собирающих в свои блоги фотографии и видео любимых музыкантов, скриншоты понравившихся фильмов и сериалов, приглянувшиеся съемки из журналов и другие подобные милые сердцу настроенческие вещи. У режиссера всегда будут отсылки к его любимым фильмам, деятелям, музыкантам и актерам. Весь визуальный стиль Долана напоминает типичный визуал тамблеровского блога, и в этом отчасти секрет успеха режиссера — именно такой подход нравится многим его поклонникам, выросшим на тамблере. Поп-хиты — практически отдельный пункт, потому что это одна из особенностей стиля Долана, которая поначалу так цепляла зрителей: режиссер очень любит использовать в саундтреке по-настоящему популярные песни, побывавшие в ротации радио, но обязательно такие, чтобы был налет интеллектуальности — Лану Дель Рей, Oasis, Адель, The Verve, Viva La Fete и так далее.

ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ И ДИАЛОГИ ПО ВОСЬМЕРКЕ



«Воображаемая любовь»

Высока вероятность, что где-нибудь по ходу развития сюжета фильма Долана случится исповедальный разговор, где кто-то из героев будет раскрывать свои секреты и изливать душу. Другой частый прием Долана по части диалогов — восьмерки, когда во время беседы камера переключается с крупного плана лица одного персонажа на лицо другого в зависимости от того, кто сейчас говорит.

ВОСПОМИНАНИЯ И ФАНТАЗИИ



«Ничего хорошего в отеле Эль Рояль»

Герои фильмов Долана предаются фантазиям и воспоминаниям. Сын может представлять, как убивает мать, которую он ненавидит, мать может мечтать о будущем своего сына, влюбленный будет вспоминать лучшие моменты жизни с утраченным любовником и так далее. Долан всегда доступно объясняет зрителю, что творится в голове его персонажей.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ХОРОШЕГО ВКУСА МОЛОДЫХ И ПЛОХОГО ВКУСА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ



«Том на ферме»

Ксавье Долан берет на себя роль художника по костюмам, когда работает над своими фильмами, и это дает ему возможность подчеркнуть конфликт героя и его матери: обычно центральный персонаж картины Долана одет очень стильно, что, к слову, тоже привлекает зрителей, а вот старшее поколение Долан одевает так, чтобы через одежду считывались слабо развитый вкус, мещанство и ограниченность.