Для разных оттенков неуважительного общения и психологического притеснения на работе и за ее пределами придумали множество терминов: моббинг, буллинг, харассмент, пранкинг и другие. А что же такое газлайтинг на рабочем месте? И как вести себя его жертве? Разберемся на примерах с экспертом.

ЗНАКОМЬТЕСЬ — ЭТО ГАЗЛАЙТИНГ

Газлайтинг — это форма психологического притеснения, манипуляции, когда тот, кто оказывает давление, пытается своими действиями убедить жертву, что она теряет здравомыслие и искаженно понимает реальность. Такой термин стали использовать еще в середине XX века, свое название он получил благодаря фильму «Газовый свет» 1944 года.

Газлайтер стремится завладеть контролем над жертвой, оказывать на нее влияние, достигая таким образом своих целей. Он заставляет человека сомневаться в своих чувствах, опыте, памяти, возможностях и в целом в понимании ситуации.

Все его действия направлены на то, чтобы убедить другого человека, что проблема в нем.

И если газлайтер достигает своих целей и получает желаемое, то его жертва остается с чувством вины, неуверенности в себе и неполноценности.

Жертвы газлайтинга могут считать, что сами спровоцировали такое поведение, и искать причину в себе.

ГАЗЛАЙТИНГ ПРОНИКАЕТ НА РАБОТУ

Газлайтинг возможен везде, где существуют нездоровые отношения между людьми.

Опрос 3000 человек в возрасте от 18 до 54, проведенный в Англии в 2019 г., показал, что 58% респондентов испытывали на себе газлайтинг на рабочем месте.

Газлайтинг произрастает там, где мало психологической безопасности, высокая конкурентная среда и корпоративная культура власти и силы.

Свои корни это явление берет в социальном неравенстве и иерархии, поэтому чаще всего на себе его испытывают менее защищенные группы, в том числе и на работе. В некоторых коллективах это могут быть женщины или менее обеспеченные сотрудники, работники, которые сильно отличаются по возрасту, относятся к другой культуре или мало разбираются в основном бизнесе компании, выполняя административную работу. Также часто газлайтинг встречается в отношениях между подчиненными и руководителем в силу иерархии, где большей силой и полномочиями обладает, конечно, руководитель.

Такое отношение к сотрудникам негативно влияет на их ментальное здоровье даже сильнее, чем мы думаем. Окружающие используют ложь, вымышленные данные, невыполненные обещания, атакуют другого человека, ставя под вопрос его благоразумность, здравомыслие, память, ощущение и понимание реальности. Ему начинает казаться, что с ним что-то не так, что он не в себе.

Получается, что газлайтеры используют данную тактику, чтобы получить больше власти над ситуацией и обезоружить жертву, оставив ее сомневаться в своей адекватности. Когда жертва начинает ослабевать, ей легче поверить в то, что ей сказали, поддаться на манипуляцию, и чем дольше это продолжается, тем прочнее становится этот замкнутый круг.

Первый шаг к тому, чтобы остановить газлайтинг, — научиться его распознавать. Давайте рассмотрим на примерах, как это сделать.

ПРИМЕРЫ ГАЗЛАЙТИНГА НА РАБОТЕ

Американский психолог, доктор наук и автор книги «Газлайтинг. Как распознать эмоциональное насилие и вырваться на свободу из токсичных отношений» Стефани Саркис отмечает, что газлайтеры совершенны во лжи. Они так хорошо врут и не краснеют, что ты невольно начинаешь думать, что что-то неверно понял или запомнил.

Пример №1

Коллега по отделу обещает направить необходимые данные для аналитического отчета к обеду в 13:00. И когда время подходит к часу дня, от него нет никаких новостей. На вопрос, направит ли он скоро информацию, он сообщает, что ничего не обещал. Недоумение — это самое легкое, что можно испытать в такой ситуации. В таких случаях газлайтер говорит жертве, что та что-то перепутала, неверно поняла, не так запомнила, тем самым указывая жертве на ее плохую память и неадекватное поведение в данной ситуации.

Целью такого газлайтера может быть желание на фоне провала коллеги выглядеть более выигрышно в глазах отдела и руководителя. Помимо негативных последствий этой ситуации для одного сотрудника, газлайтер своим поведением тянет всю команду вниз и влияет на эффективность работы отдела в целом.

Что делать жертве

Отделять факты от интерпретации, вспомнить еще раз, при каких обстоятельствах и о чем была договоренность. Стараться фиксировать обещания письменно по электронной почте, в ежедневнике перед глазами у коллеги, поставить задачу коллеге в календаре или системе. Так будет легче оперировать фактами и иметь дело с обманом и невыполненными обещаниями.

Пример №2

Руководитель нелестно отозвался о работе сотрудника при его коллегах и клиентах, упомянув, что подчиненный всегда что-то путает, растерян и витает в облаках. Однако когда подчиненный и руководитель встретились один на один, то руководитель ничего не сказал об этом и сделал вид, что ничего не произошло. На вопрос сотрудника, что именно он напутал и что ему необходимо учесть в будущем, руководитель ответил, что тот слишком чувствительно все воспринимает, придумал не пойми чего, и предположил, что у него паранойя.

Данная ситуация заставляет подчиненного сомневаться в собственной адекватности, подрывает уверенность и чувство полноценности.

Что делать жертве

Подумать, действительно ли руководитель газлайтер или он просто недостаточно компетентен в коммуникации, не обладает высоким эмоциональным интеллектом и за этим поведением не стоит какой-то цели обессилить, подавить подчиненного. Был ли это единственный пример такого поведения или можно вспомнить и другие примеры такого отношения к себе?

Также стоит выписывать похожие ситуации. Это поможет структурировать мышление, выявить паттерны, получить ответы на вопросы. Инициируя встречу с руководителем, можно поделиться выводами (если они беспокоят) и предложить, что в вашем взаимодействии стоит изменить.

Тем не менее важно помнить, что поведение газлайтера меняется, только если он сам видит в этом необходимость. К сожалению, на практике в случае отношений «руководитель — подчиненный» чаще всего газлайтинг заканчивается необходимостью сменить отдел или компанию.

ДРУГИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЖЕРТВЕ ГАЗЛАЙТЕРА

Фиксируйте договоренности, обещания письменно. Оперирование фактами показывает газлайтеру, что жертва может постоять за себя, это поможет разорвать круг манипуляций.

Минимизируйте общение и не встречайтесь наедине с газлайтером. Также можно свести общение к письменному формату.

Отделяйте факты от интерпретаций и того, в чем вас пытается убедить газлайтер. Это можно сделать, когда чувство вины и тревоги не управляет рассудком. Поэтому важно привести себя в эмоциональный порядок и позаботиться о себе.

Выстройте вокруг себя поддерживающую среду. Постарайтесь сформировать круг коллег, которым можно доверять.

Обратитесь за помощью к руководителю, если газлайтер — ваш коллега. Для этого необходимо подготовиться к разговору и выбрать тон общения, не превращающий эту встречу в обвинение коллеги.

Посетите психолога. Специалист поможет разобраться в неприятных обстоятельствах, переживаниях, ощущении тревоги, а также очертит границы здравого смысла и адекватности ситуации, нормализует ее.

Газлайтинг распространен больше, чем нам кажется. Важно не игнорировать чьи-то попытки манипулировать, проявлять контроль и силу над другими с помощью подавления и психологических притеснений. Малое количество компаний имеют политику, регулирующую ситуации неуважительного, дискриминационного общения. В том числе и поэтому чаще компании покидают именно жертвы газлайтинга, а не сами манипуляторы.

Юлия Карасева

Основатель и генеральный директор компании Inbalansy