Мечтать можно по-разному. Классический пример пустой прекраснодушной мечтательности — гоголевский Манилов, персонаж знаменитой поэмы «Мертвые души», имя которого стало нарицательным. Вспомним полет его мыслей после отъезда Чичикова. Сначала он радуется, что оказал приятелю услугу, но проходит немного времени — и «мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись Бог знает куда. Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество в хороших каретах, где обворожают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами, и далее, наконец, Бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать».

В своих мечтах Манилов убегает из реального мира и погружается в бесплодные фантазии. Его проектам никогда не суждено воплотиться. Он не ведет хозяйство, не заботится о крестьянах, не имеет никаких целей в жизни, не занимается саморазвитием. Вся его энергия уходит в бессмысленное фантазерство. «Маниловщина» стала синонимом беспочвенно-мечтательного, оторванного от реальности отношения к себе и окружающему миру.

Такого рода мечтательность, по мысли святых отцов, исходит от диавола, сопутствует праздному образу жизни и нередко приводит к унынию. Предаваться строительству воздушных замков — безусловно, грех, который негативно влияет на наше духовное состояние. «Человек-мечтатель живет как в какой атмосфере страстной, составленной из внутренних образов и внешнего призрачного вида вещей... — писал святитель Феофан Затворник. — Главная, можно сказать, немощь фантазии у грешников есть склонность мечтать. Это не случайное нечто, а неизбежное, как бы сроднившееся с душою их, такое, что беспрерывно и почти у всех. Свойства сей мечтательности, именно: удаление от действительного, развлечение, смятение, непостоянство мыслей». А другой духовный писатель, святитель Игнатий (Брянчанинов) замечал: «Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство». Слова святителя о душевном расстройстве не просто фигура речи. Мечтательность имеет не только духовное, но и психическое измерение. В современной психологии есть даже такое понятие — «дезадаптивная мечтательность», когда фантазии полностью захватывают человека, начинают вытеснять реальную жизнь, отнимать большую часть времени, что значительно ухудшает качество жизни.

Но мечтать можно и по-другому, не теряя связи с реальностью. Мечты такого рода сродни вере, которая определяет жизнь человека, помогает ему ставить перед собой достижимые цели, выстраивать образ действий. Ведь способность к абстрактному мышлению, воображению, как и остальные наши свойства, тоже вложена в нас Творцом, а значит, все дело в ее правильном употреблении. Вспомним знаменитое «у меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга. Этой мечте, в которой воплотилось его видение будущего, он посвятил всю свою жизнь и вошел в историю как лидер движения за гражданские права чернокожих. Можно привести примеры многих выдающихся людей, которые оставили след в истории только потому, что успешно воплотили свою мечту в жизнь. Да и любые другие примеры, когда человек реализует добрые, светлые, перспективные и полезные мечты и употребляет их на благо себе и ближним. Такую «мечтательность» можно только приветствовать.