«Праздник со слезами на глазах» — эта строчка из песни стала емкой формулой, выражающей отношение россиян к Победе в Великой Отечественной войне. Однако кроме слез опыт участия в войне — на полях сражений, в роли жертвы или в тылу — оставляет и глубокие раны на душе. В психологии такие раны чаще всего называют посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

Рассказываем о пяти книгах, которые помогут понять психологическую природу войны, особенность тех травм, которые подобная трагедия наносит людям, и пути их излечения.

1. ЛОУРЕНС ЛЕШАН «ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА? ПСИХОЛОГИЯ ВОЙНЫ»

В этой книге американский психолог (склонный к излишнему мистицизму в иных своих работах) размышляет о том, почему войны остаются неотъемлемыми спутницами человечества на протяжении веков — и почему ни Средневековье с его религиозным мировоззрением, ни Новое время с его просвещением не смогли остановить кровопролитие.

«Судя по имеющейся у нас информации о времени возникновения, частоте и популярности войн, мы можем заключить, что война дает людям надежду на решение их проблем или даже целого комплекса проблем, которые могут быть признаны глобальными», — отмечает ЛеШан. Иначе говоря, войны призваны удовлетворить потребности отдельных индивидов — и, согласно гипотезе ЛеШана, речь идет именно о фундаментальных психологических потребностях, а не об экономических. Ни одна война на самом деле не давала никому возможности «нажиться»: корни кровопролития не в экономике.

2. МИХАИЛ РЕШЕТНИКОВ «ПСИХОЛОГИЯ ВОЙНЫ»

Психолог Михаил Решетников на рубеже 1970–1980 гг. занимался психологическим отбором кандидатов для обучения в авиационном училище летчиков и исследовал особенности поведения людей в очагах стихийных бедствий, войн и катастроф. В частности, объектами его анализа стали война в Афганистане, авария на Чернобыльской АЭС (1986), Спитакское землетрясение в Армении (1988) и другие события. Докторская диссертация Михаила Решетникова получила гриф «Совершенно секретно» — он был снят только в 2008-м, когда исследователь и решил собрать свои наработки в одну книгу.

Написанный сухим научным языком, этот труд будет интересен прежде всего психотерапевтам и психиатрам, которые работают с людьми, пережившими катастрофы или участвующими в боевых действиях. Центральное место в исследовании занимает роль «человеческого фактора» на войне, в стихийных бедствиях и при проведении спасательных операций: автор вырабатывает вполне конкретные рекомендации по его преодолению. Большое внимание профессор Решетников уделяет и тому, как ветераны-афганцы адаптировались после войны к мирной жизни. Учитывая высокую активность всего того поколения мужчин, наблюдения психолога могут пролить свет и на особенности психологического климата в современной России.

3. УРСУЛА ВИРТЦ, ЙОРГ ЦОБЕЛИ «ЖАЖДА СМЫСЛА. ЧЕЛОВЕК В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДЕЛЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Этой книге всего четверть века, но она уже считается золотой классикой литературы по преодолению травмы. Авторы, юнгианка и неофрейдист, постарались прояснить в своей работе сразу несколько аспектов работы с психологической травмой: смысл и кризис смысла, ограничения и пути их преодоления, попытки сформулировать общие подходы к исцелению от травмы. Они привлекают обширный материал, собранный за время работы с участниками и жертвами войны в Югославии, и показывают, что происходит во внутреннем мире человека в момент предельного переживания, столкновения со смертью лицом к лицу.

Согласно подходу Виртц и Цобели, основа преодоления травмы — поиск и порождения нового смысла и построение новой идентичности вокруг этого смысла. Здесь они сближаются с теориями Виктора Франкла и Альфрида Лэнгле, и дело не только в помещении смысла во главу угла. Как и великие Франкл и Лэнгле, авторы этой книги прокладывают мостик между сугубо научным подходом к психологии и почти религиозной идеей души и духовности, сближая скептиков и верующих. Пожалуй, главная ценность этого издания — пронизывающее каждую страницу примиряющее настроение.

4. ПИТЕР ЛЕВИН «ПРОБУЖДЕНИЕ ТИГРА - ИСЦЕЛЕНИЕ ТРАВМЫ»

Психотерапевт Питер Левин, описывая процесс исцеления травмы, сначала препарирует саму концепцию травматизации, докапывается до самых глубинных основ травмы. Например, рассказывая о ветеранах войны и жертвах насилия (и совсем не случайно они оказываются в его списке рядом!), профессор Левин отмечает, что им зачастую не удается пройти «реакцию иммобилизации» — иначе говоря, они застревают в страшном опыте на месяцы и годы и говорят о перенесенных страданиях вновь и вновь, продолжая испытывать гнев, страх и боль.

«Иммобилизация сознания» — один из важных шагов к нормальной жизни. Но самостоятельно сделать его могут очень немногие, так что роль психологов, друзей и родственников в этом процессе неоценима. Что, собственно, и делает книгу полезной не только для профессионалов: если кто-то из ваших близких оказался жертвой насилия, катастрофы или вернулся с боевых действий, ваши поступки и слова могут помочь им вернуться к жизни.

5. ОТТО ВАН ДЕР ХАРТ, ЭЛЛЕРТ Р.С. НЕЙЕНХЭЮС, КЭТИ СТИЛ «ПРИЗРАКИ ПРОШЛОГО. СТРУКТУРНАЯ ДИССОЦИАЦИЯ И ТЕРАПИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ХРОНИЧЕСКОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ»

В этой книге рассматривается такое последствие травматического опыта, как диссоциация, или ощущение, будто связь твоего сознания с реальностью потеряна — и события вокруг происходят не с тобой, а с кем-то другим.

Как отмечают авторы, впервые диссоциация была подробна описана британским психологом и психиатром времен Первой мировой войны Чарльзом Самуэлом Майерсом: он заметил, что у солдат, принимавших участие в боевых действиях 1914–1918 гг., сосуществовали и чередовались между собой внешне нормальная личность (ВНЛ) и аффективная личность (АЛ). Если первая из этих частей стремилась участвовать в обычной жизни, жаждала интеграции, то у второй преобладали разрушительные эмоции. Примирить ВНЛ и АЛ, сделав последнюю менее деструктивной, — основная задача специалиста, работающего с ПТСР.

Исследования следующего столетия, опиравшиеся на наблюдения Майерса, позволили разобраться, как заново собрать травмированную и расколотую личность — процесс этот никак нельзя назвать легким, но совместными усилиями терапевтов и близким человека можно провести через него.